Владельцы бренда "Кыш Бабай" заподозрили в мошенничестве "Кыш Бабая с антителами" с Avito

Антитела для Кыш Бабая за 10 тысяч рублей

Владельцы бренда "Кыш Бабай" заподозрили в мошенничестве "Кыш Бабая с антителами" с Avito
© Реальное время

Турагентство ООО "Трэвел-Эндвок", владеющее правами на бренд "Кыш Бабай" (татарстанский эквивалент Деда Мороза) и "Резиденция Кыш Бабая и Кар Кызы" (второй персонаж, соответственно, Снегурочка), заявили о непричастности к нашумевшему объявлению о вызове на дом "Кыш Бабая и Кар Кызы с антителами". Соответствующее письмо, копия которого есть в распоряжении "реального времени" компания даже направила в Госкомитет Татарстана по туризму.

Подобное объявление появилось на Avito в начале декабря на волне федерального хайпа — на тот момент Сеть уже пестрила предложениями о вызовах на праздник Деда Мороза и Снегурочки со справками. Подогревали шумиху и федеральные ньюсмейкеры — так, бывший главный санитарный врач РФ, академик РАН Геннадий Онищенко заявлял журналистам, что Деды Морозы на домашних новогодних представлениях должны быть привиты от коронавируса и носить маски.

Татарстанский "Кыш Бабай с антителами" оценил час работы аж в 10 тысяч рублей и заверил, что и у Кыш Бабая, и у Кар Кызы якобы есть справка о наличии антител к коронавирусной инфекции. Объявление было проиллюстрировано фотографии из официальной резиденции Кыш Бабая, которой управляет упомянутая "Трэвел-Эндвок". В письме в Госкомитет по туризму компания подчеркивает, что эти снимки также являются их интеллектуальной собственностью и охраняются авторским правом — и разрешения на публикацию они не давали.

— ООО "Трэвел Эндвок" никакого отношения к данной публикации не имеет. Однако мы подтверждаем, что все сотрудники Резиденции [Кыш Бабая и Кар Кызы] сдают тест на коронавирус — говорится в письме.

Более того, официальная резиденция дает понять, что за подобными объявлениями могут скрываться мошенники.

— Ежегодно подобные объявления с фотографиями наших персонажей публикуются на различных информационных ресурсах, и всегда это заканчивается одинаково — пользователи оплачивают денежные средства авторам объявлений, которые бесследно исчезают, а претензии регулярно направляют в ООО "Трэвел-Эндвок". На протяжении 10 лет Кыш Бабай не покидает резиденцию, и его невозможно заказать на различные мероприятия, и тем более на дом, — заявляют в компании.

"Бывает так, что под видом резиденции просто собирают деньги с народа"

Совладелица агентства Оксана Артеменко отметила, что с неправомерными пользователями бренда "Кыш Бабай" они борются довольно активно — отслеживают публикации и объявления, а иногда и инициируют судебные процессы. "Хорошо, если это актеры, которые реально приходят на праздники — мы это только приветствуем, а бывает так, что под видом резиденции просто собирают деньги с народа, потом нам это предъявляют. Так получалось уже несколько раз", — рассказала она.

Артеменко предположила, что и в случае "Кыш Бабая с антителами" речь идет о мошенниках — если бы это были реальные актеры, они приложили бы фото своих костюмов.

— Если профессионал работают, они размещают свои фотографии, свои наработки, мы видим это, и никаких претензий не предъявляем. А когда предъявляют наши фотографии, у людей же складывается впечатление, что это именно мы выходим. А кто в реальности придет, никто предсказать не может, — добавила она.

В картотеке Арбитражного суда можно найти несколько исков от "Трэвел-Эндвок" к разным компаниям и предпринимателям из сферы туризма по поводу использования фотографий Кыш Бабая. большая часть из которых закончилась в пользу истца, хотя и с уменьшением исковых требований.

Патентная борьба за Кыш Бабая

Туристическое агентство "Трэвел-Эндвок" действительно имеет права на товарный знак "Кыш Бабай" с 2015 года, а на товарный знак "Резиденция Кыш Бабая и Кар Кызы" — еще с 2011 года. Базируется татарский Дед Мороз в селе Новый Кырлай в Арском районе. Визит к нему стоит недешево — взрослый билет может достигать 2,6 тыс. рублей.

Причем, как ранее рассказывала директор компании Юлия Таланова, за право быть "оператором Кыш Бабая" пришлось повоевать — после того, как она взялась за создание резиденции Кыш Бабая, в разных уголках России начали появляться "альтернативные" резиденции, борющиеся за право быть родиной татарского Деда Мороза. Именно тогда Таланова и взялась за регистрацию Кыш Бабая и его резиденции как товарного знака

В целом же компания основана еще в 2002 году. За 2019 год компания выручила 26,31 млн рублей и получила убыток в 2,12 млн рублей

На "Авито" же "Кыш Бабая" с антителами предлагает некто под ником Евгений Гаврилов, зарегистрировавшийся там несколько дней назад. С ним оперативно связаться корреспонденту "Реального времени" не удалось. Оксана Артеменко рассказала, что также пыталась связаться с этим Гавриловым и не получила ответа, а сейчас компания направила жалобу на это объявление в "Авито".