Дорожный предсказатель
Современные нейронные сети способны анализировать практически любые данные и на основе этого анализа делать прогнозы, благодаря этому их востребованность растет. Евгений Демидов, один из создателей сервиса для прогнозирования поведения автолюбителей на дорогах Predictor, рассказал, как интерес к нейронным сетям побудил его создать сервис, с помощью которого можно узнать об автовладельце почти все. «Ингосстрах» вдохновил Евгений Демидов, один из основателей сервиса Predictor Евгений Демидов — кандидат экономических наук. С 2016 по 2020 год руководил цифровым бизнесом и онлайн-продажами в страховой компании «Ингосстрах». По итогам 2019 года компания заняла первое место в рейтинге страхового рынка по объему продаж и приросту к предыдущему году. Результаты были получены во многом благодаря инновационному подходу к оценке рисков, созданию новых цифровых продуктов и сервисов. Евгений понял, что очень хочет сохранить эти знания и опыт, чтобы передать другим специалистам из страхового бизнеса. Так у него родилась идея обучить искусственный интеллект. Евгений Демидов близко общался с Александром Мурзанаевым, владельцем и генеральным директором IT-компании AppCraft и совладельцем компании GYMMY. Их объединял интерес к нейронным сетям и алгоритмам машинного обучения. Евгений и Александр проводили разные эксперименты с машинным обучением, с применением работы нейронных сетей в жизни обычных людей. Например, пытались управлять движениями робота посредством мыслей: с помощью специальной гарнитуры (ЭЭГ), подключенной к роботу, считываются мысли, обучается алгоритм их распознавания, и сигнал отправляется на колеса устройства, стимулируя его проехать определенное расстояние. Эксперимент оказался удачным: робот и крутился на месте, и ездил по столу. В результате многочисленных экспериментов Евгений и Александр решили, что лучшее применение нейронных сетей заключается в том, чтобы обучить машину накапливать экспертизу, анализировать данные и делать точные прогнозы. Затем Евгению пришла в голову мысль, что стоит обучить сеть анализировать ситуацию на дорогах, предсказывать возможные аварии, потому что каждый год происходит слишком много ДТП. Так друзья занялись разработкой сервиса для анализа поведения автолюбителей во время вождения. Продукт назвали Predictor, в переводе с английского — «предсказатель». Евгений оставил «Ингосстрах» и полностью посвятил себя созданию нового сервиса. Сеть обучили Для разработки системы Евгений и Александр использовали альтернативные источники различных данных, характеризующие действия людей. В результате анализа данных были определены закономерности, а на их основе созданы специальные алгоритмы. Разработчики сервиса обучили искусственный интеллект работать с алгоритмами в моделях предсказания ситуаций. Альтернативные данные использовали для повышения точности прогнозов. Поскольку Александр владел IT-компанией, а Евгений — экспертизой в страховании, у них не было потребности во внешних инвестициях. Разработчики вложили собственные средства, использовали программное обеспечение open source — свободное от прав. Для разработки собрали команду из 13 человек: технических специалистов, разработчиков, клиентских менеджеров, специалистов по работе с данными. Карантин из-за пандемии коронавируса не затормозил работу: специалисты работали удаленно в прежнем режиме. В октябре 2020 года сервис Predictor был завершен. Параллельно был разработан сайт проекта. Александр Мурзанаев и Евгений Демидов, основатели сервиса Predictor Счастливые имена водителей, несчастливые марки машин и другие предсказания У Predictor есть накопленные данные о том, как ведут себя те или иные автовладельцы на дорогах, и на основе машинного обучения и big data он прогнозирует аварии и другие ситуации, делает выводы о способностях разных водителей. Среди выводов, сделанных искусственным интеллектом сервиса: женщины попадают в аварии на 4% чаще, чем мужчины; водители с именами Сергей, Андрей и Николай становятся причиной аварий на 15% реже автолюбителей с другими именами; KIA, HYUNDAI и OPEL становятся участниками ДТП на 20% чаще, чем автомобили других марок, а водители в возрасте 23–27 лет ведут себя во время езды осторожнее, чем в 30–35 лет, потому что у них меньше опыта и они опасаются. Как объясняет Евгений Демидов, в первую очередь продукт создавался для страховых компаний: для онлайн-скоринга заказчиков по страхованию авто, чтобы максимально оптимизировать убыточность, для оценки новых рынков и их сегментов в разных регионах России, для аналитики по совершенствованию, дополнению портфеля на основе машинного обучения, так называемого «особого мнения». Также создатели сервиса рассчитывали, что он будет полезен банкам и компаниям, для работы которых важна возможность оценки страховых рисков. Predictor обогащает данные клиента дополнительной информацией и помогает строить на ее основе точные прогнозы с помощью искусственного интеллекта и машинного обучения. Разработчики находят новую информацию для сервиса, обрабатывают ее специальными алгоритмами, чтобы клиенты могли использовать возможности предсказания и анализа в своих целях. Как отмечает Евгений, Predictor предназначен для того, чтобы компании могли заняться страхованием в других сферах, работать в новых регионах, оценить свой портфель по-новому. Например, помочь компании начать заниматься страхованием автомобилей или сформировать «особое мнение» по развитию бизнеса. О настоящем и будущем Сервис начал работу недавно, поэтому полноценная кампания по продвижению еще не запущена. Евгений и Александр установили Predictor своим знакомым, в дальнейшем с развитием сервиса, подключением новых продуктов и стран планируют запускать рекламу. Пока продвижение ограничивается интервью создателей сервиса на нескольких сайтах и роликом на YouTube, где они рассказывают о возможностях продукта и планах на будущее. В данный момент основные клиенты — страховые брокеры и агрегаторы, которые борются со страховыми мошенниками при работе в онлайн-продажах, и страховые компании в части консультационных услуг по рынку автолюбителей. Выйти на операционную окупаемость по компании создатели сервиса планируют приблизительно через полгода. На сайте Predictor доступна демонстрационная версия сервиса. Любой пользователь может ввести данные своего автомобиля (марка, модель, год выпуска, мощность двигателя, город регистрации) и получить прогноз ДТП. Также создатели готовы ответить на любые вопросы и замечания по своему продукту. Нужно только заполнить форму на сайте: указать электронную почту, имя, телефон, организацию. В планах создателей сервиса — собирать больше данных для анализа ситуаций, создать собственное устройство, чтобы пользователи могли точнее прогнозировать свое будущее. Евгений и Александр намерены развивать сервисы машинного обучения и искусственного интеллекта, которые помогают людям сохранять имущество, жизнь и здоровье. Автор: Кристина Фирсова