Рунет 2019: суверенность, суперприложения и 5G
В 2019 году Рунету исполнилось 25 лет. Число пользователей, новых проектов и игроков на рынке непрерывно растет, а вместе с ними и уровень государственного регулирования отрасли. Ключевые цифры и события Рунета за 2019 год – в материале Sostav. 78% россиян регулярно пользуются интернетом Согласно данным Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), в 2019 году совокупная аудитория Рунета выросла до 96,9 млн человек, а уровень проникновения интернета среди населения составил 78,1%. Мобильная аудитория также показала рост - в этом году она достигла 85,2 млн человек. В городах с населением от 100 тыс. человек мобильным интернетом пользуются 47,1 млн. В городах с населением менее 100 тыс. человек в интернет с мобайла заходят 37,4 млн. Однако в малых населенных пунктах доля интернет-пользователей, которые выходят в сеть только с мобайла, выше, чем в крупных городах — 41% против 27%. При этом рост происходит не только за счет мобильных устройств, но и за счет увеличения количества пользователей старших возрастных групп. За последние два года количество пользователей старше 64 лет стало больше на 55% и достигло 7,5 млн человек (данные за декабрь 2018 - май 2019). Проникновение интернета среди молодежи (12-34 лет) уже превысило 90%, поэтому эта группа уже не так влияет на общую динамику сегмента. Суверенный интернет С 1 ноября вступил в силу закон «о суверенном Рунете», направленный на обеспечение безопасного и устойчивого функционирования интернета на территории России. При возникновении рисков Роскомнадзор возьмет управление на себя и будет фильтровать интернет-трафик с помощью специального оборудования, которое на свои сети установят операторы. Минкомсвязи обозначило перечень угроз, которые могут привести к изоляции Рунета и переходу к централизованному управлению: угроза целостности (невозможна установка соединения и (или) передача информации между пользователями);угроза устойчивости (частично не работает оборудование или происходят природные или техногенные катастрофы);угроза безопасности (попытки взлома оборудования провайдеров или оказание «дестабилизирующего внутреннего или внешнего информационного воздействия» на сети связи).В любой непонятной ситуации, если вероятность угрозы будет высокой или уровень ее опасности эксперты оценят именно так, управление Рунетом на себя возьмет Роскомнадзор. В начале декабря операторы связи вновь попросили внести уточнения в закон. Компании считают необходимым прописать в документе запрет на использование данных абонентов фирмам, которые займутся установкой специального оборудования. На данный момент сохранность данных никак не регламентируется, и теоретически те, кто имеет к сетям доступ, может воспользоваться информацией в своих целях. 24 декабря Минкомсязи сообщило об успешном проведений учений по «суверенному Рунету». Как отметил заместитель министра Алексей Соколов, учения подтвердили, что власти и операторы готовы оперативно отреагировать на внешние угрозы и обеспечить бесперебойную работу интернета и связи. Законопроект о значимых интернет-ресурсах и удар по "Яндексу" Летом депутаты Госдумы предложили ограничить долю иностранного владения крупными информационными ресурсами до 20%. Представители Роскомнадзора концептуально поддержали законопроект, при этом ФАС и Минкомсвязь выступили против, заявив, что документ нужно доработать. Сами технологические компании – «Яндекс», Mail.ru, «МегаФон» и ivi – раскритиковали инициативу. «Яндекс» назвал законопроект дискриминирующим. На фоне обсуждения законопроекта акции «Яндекса» упали почти на 20%, однако потом постепенно восстановились. В ноябре «Яндекс» объявил о новой структуре управления компанией – некоммерческом Фонде общественных интересов. Он получит «золотую акцию» компании, держателем которой раньше был Сбербанк. До передачи эта акция позволяла блокировать консолидацию 25% акций «Яндекса» в одних руках. Теперь с ее помощью можно будет блокировать консолидацию 10% и более голосующих или экономических акций в одних руках. Фонд также будет выдвигать двух из двенадцати директоров в Совет директоров компании и получит право вето на решения компании по таким вопросам, как передача персональных данных российских пользователей или значимой интеллектуальной собственности. Фонд состоит из представителей российских университетов и негосударственных организаций, а также менеджмента компании. Как рассказал сооснователь «Яндекса» Аркадий Волож, запуск фонда — решение, оптимальное для трех сторон. Это оставит управление компанией в прежних руках, сохранит уверенность международных инвесторов в перспективах «Яндекса» и защитит интересы страны. После объявления о новой структуре «Яндекса» депутаты отозвали законопроект о значимых интернет-ресурсах “на доработку”. Российский софт на всех устройствах В декабре Путин подписал законопроект о предустановке российского софта на смартфоны, компьютеры и телевизоры с функцией Smart TV. Закон вступит в силу 1 июля 2020 года. Эксперты отмечали, что закон может ударить по американской компании Apple. Операционная система iOS не предполагает предустановки сторонних программ. Таким образом, законопроект вынудит компанию «пересмотреть свою бизнес-модель в России» или полностью уйти из страны. Производители электроники и ритейлеры предупредили, что вступление в силу закона может привести к проблемам со стабильностью работы этих устройств. Они предлагают распространить ответственность за их работу на производителей программного обеспечения. Операторы договорились о развитии 5G «МегаФон», «Ростелеком», «ВымпелКом» и «МТС» договорились создать совместное предприятие, которое займется подготовкой к запуску 5G в России. Деятельность предприятия будет направлена на расчистку частотного ресурса для построения участниками собственных сетей нового поколения. Эксперты считают, что с появлением 5G увеличится количество пользователей, которые пользуются только мобильный интернетом. Откроются новые возможности для рекламы: видео, геймификация, персонализация, точный таргетинг, дополненная реальность. Суперприложения В этом году крупные компании заявили о разработке собственных суперприложений. Такие приложения объединяют в себе сразу множество функций: мессенджера, соцсетей, онлайн-магазина, заказа услуг, финансовых услуг и многое другое. Они очень популярны в Китае: WeChat, по данным Statista, пользуется более 1,15 млрд человек, AliPay, по данным компании, – 1 млрд. Принадлежащая Mail.Ru Group соцсеть «ВКонтакте» на сегодняшний день является таким суперприложением, считают в компании. «ВКонтакте» можно заказать такси и доставку еды, посмотреть прогноз погоды, купить товары на AliExpress и оплатить покупки через собственный сервис онлайн-оплаты VK Pay. О намерении создать суперприложение заявил и банк «Тинькофф». В декабре банк добавил в свое мобильное приложение «Сервисы». Теперь прямо из него пользователи могут записаться к врачу, вызвать такси и оформить кредит. В новом году свое суперприложение представит ВТБ. Оно объединит сервисы вызова такси, доставки еды, бронирования ресторанов, покупки билетов, а также финансовые сервисы. К проекту могут присоединиться «Магнит», «Яндекс», Burger King и РЖД. По словам источника РБК, над собственными суперприложениями также работают "Яндекс" и Сбербанк. "Умные" колонки и голосовые ассистенты Также как суперприложения, российские компании любят голосовые технологии. В начале октября новую "умную" колонку представил "Яндекс". Первую "Яндекс.Станцию" компания выпустила в мае 2018 года. Новое устройство стало меньше по размерам, в нем отсутсвует подключение к ТВ, но и цена по сравнению с большой станцией также уменьшилась. В новую колонку встроен голосовой помощник «Алиса». Устройство умеет распознавать жесты для настройки громкости и выключения, также в ней есть режим игры на музыкальных инструментах. «Умную» колонку с голосовым ассистентом «Марусей» в новогоднем ролике представила Mail.ru Group. Точная дата начала продаж пока неизвестна. В конце декабря МТС анонсировала собственную «умную» колонку и виртуального помощника "Марвина". Пока тестированием новинки занимаются сотрудники МТС. Официальной информации о старте продаж нет. Разработкой собственной «умной» колонки занимается и Сбербанк. Детали пока неизвестны, но презентация гаджета скорее всего пройдет в новом году.