Были ли блогеры в 90-х? А мемы? Почему Рунет проигрывал Фидонету? ТАСС — об ушедшей эпохе
7 апреля 1994 года в России зарегистрировали домен ru и внесли его в международную базу национальных доменов. Так официально появился Рунет, в ближайшие три-четыре года он остается очень дорогим и труднодоступным для большинства россиян. Он проигрывает по числу пользователей любительской сети Фидонет. Первые блогеры — их называли обозреватели — никак не зарабатывают на своей популярности. Здесь вообще никто не зарабатывает: ни основатели будущих поисковиков-гигантов, как "Яндекс" и "Rambler", ни инвесторы, рискнувшие в них вложиться, ни рекламщики, пытающиеся объяснить клиентам, что когда-то интернет будет мощнее ТВ. Рассказываем подробно, что происходило в эпоху зарождения Рунета и как он превращался в современный и всем понятный интернет. От "советского интернета" к Рунету Вообще, русскоязычный интернет существовал до появления домена ru. Эту историю можно начать с того, что ученые давно изобретали способы электронной передачи данных. В 1960-х годах в СССР придумали общегосударственную автоматизированную сеть (ОГАС). Все советские предприятия должны были объединиться в этой сети и передавать друг другу информацию, нужную для планирования экономики, вроде: сколько товаров произвели на таком-то заводе. Эту сеть еще часто называют "советским интернетом" или "прообразом интернета", хотя сравнение не верно. Технически она сильно отличалась от того, что позже назовут интернетом. Почитать об этом подробно можно здесь. ОГАС так и не была создана по нескольким причинам: крайне дорого, сложно, а еще ученым, которые могли взяться за реализацию, нужно было дать засекреченные данные. Такие проекты делали не только в Советском Союзе, например, сеть, подобная ОГАС, работала в Чили в 1970-х годах. Интернет в нашей стране в том виде, в котором мы его знаем, зародился в 1989 году в Курчатовском институте. Здесь образовали кооператив "Интерфейс" (впоследствии "Демос"), где сотрудники попытались соединить компьютеры с помощью модемов. В 1990 году зарегистрировали домен su, тогда же появился первый провайдер "Релком" (он, кстати, работает и сейчас), первым сайтом стал ресурс отделения математики РАН. А к 1994 году в зоне su было зарегистрировано несколько тысяч доменов. "Национальный домен ru стал преемником su, — рассказывает Василий Велихов, директор-координатор Объединенного вычислительного кластера Курчатовского института. — После того как он появился, новые ресурсы регистрировались в этой зоне. При этом домен su оставался, большинство ресурсов, существовавших на тот момент, не перерегистрировались в ru. Но завести новую страницу в домене su было нельзя до начала 2000-х, а сейчас это снова возможно". В 1994 году открывается первая интернет-библиотека на русском языке — lib.ru. В следующем году появляется anekdot.ru. Малочисленные пользователи рунета "зависают" на этих сайтах, ничего более интересного интернет пока не может предложить. А еще у них есть любительская компьютерная сеть Фидонет, которая будет превосходить рунет по числу пользователей еще как минимум два-три года. В чем была проблема Рунета. И почему Фидонет был лучше "Что видел человек, который подключался к сети Интернет этак году в 1996–97-м, — вспоминает Егор Быковский, руководитель научно-популярного сайта "Чердак". Он был одним из первых обозревателей Рунета и активным участником Фидонета. — Он видел входную страницу его интернет-провайдера, какого-нибудь "Ситилайна" или "России-Онлайн", а на ней ссылки либо на большие интернет-каталоги, либо на какие-то контентные ресурсы вроде lib.ru, anekdot.ru. Или авторские обозрения интернета. С поиском в интернете в те времена было туго, в особенности — с поиском на русском языке. "Яндекса" еще нет, Google тоже. Бал правили большие каталоги интернет-сайтов вроде каталога Ау.ру. И новостей нет — большие СМИ если и имели странички-визитки в Сети, то медийной деятельности там не вели. Я помню разговоры, когда РБК открыл полноценный сайт, о том, какой же в этом смысл, в Сети нет денег, нет бизнеса для больших медиа. Но РБК хорошо выстрелил в кризис 98-го — быстрые бесплатные новости, почти единственные на рынке. Так вот, компьютеров нет почти ни у кого, интернет был труднодоступным. Нужно было иметь дома телефонную линию, а телефоны были не во всех квартирах даже в Москве и Санкт-Петербурге, не говоря о маленьких городах. Купить модем, заплатить провайдеру. И, когда вы в интернете, телефонная линия занята: это неудобно для домашних, долго не посидишь. Еще важно, что интернет был дорогим, поэтому "компьютерщики", как называли всех, кто что-то умел делать с компьютерами, часто предпочитали ему практически бесплатный Фидонет". Фидонет, придуманный в США в 1984 году, появился в России в 1990 году или чуть раньше. Он был популярнее интернета до второй половины десятилетия. Эта любительская сеть устроена так: есть масса узлов (в 1996 году в мире было 40 тыс. узлов, после их число постоянно снижалось), на них хранится набор конференций, в которых можно общаться с другими пользователями. "Чтобы подключиться к узлу, тоже нужна была телефонная линия, — продолжает Быковский. — Звонок системному оператору — и вы подключаетесь к сети, можно отправлять письма, общаться, там было много тематических конференций, любых, от юмора до политики. В Фидонете информация передавалась не в реальном времени, а с задержкой, иногда приличной, но тогда казалось, что и эта технология — фантастика. Когда я объяснял маме, что можно отправить бесплатное письменное сообщение из Москвы во Владивосток и оно дойдет за час-другой, она не могла понять: "Как это так быстро?" В Фидонете зарождалась сетевая культура, появлялись первые мемы вроде кащенизма — сетевой троллинг с характерным стилем: "одесский акцент" ("Почему ви таки спгашиваете?") и вежливые издевательские вопросы. В общем, Фидонет был эпохой, но скоро в Рунете станет поинтереснее. В 1996 году интернет-провайдер "Ситилайн" начинает публиковать у себя на странице русскоязычные блоги. Их ведут как заметные обозреватели, например, Антон Носик (впоследствии известный блогер, писатель, экс-главред Lenta.ru), так и разные блогеры, хотя само слово появилось на несколько лет позже рангом помельче. На популярности никто не зарабатывает, но новая интернет-тусовка всем нравится. "Интернет был другой, все, кто им пользовался, автоматически были "своими", случайных людей не было, мало кто вообще мог разобраться в нем, — объясняет Егор Быковский. — И мы радовались возможности чем-то поделиться с сообществом, сложно объяснить, это было примерно как братство летчиков или ученых. Вот человек занимается каким-то изобретением, находит новую гипотезу и спешит о ней рассказать. Мы обычно сидели в Сети по ночам, потому что на работе интернета не было почти ни у кого. У нас, например, в "Московских новостях" в середине 90-х был один компьютер с интернетом. Сядешь что-то почитать, к тебе подойдет несколько человек: "Ну что там пишут в интернете?" А что мы писали? Например, я приходил и писал: "Смотрите, что я узнал, расскажу вам интересную вещь". Я видел, что меня прочитали 200–250 человек, это было лестно и здорово — смотрите, процентов десять населения интернета ко мне зашло!" Кто и как продавал первую рекламу в интернете В начале 90-х Тимофей Бокарев, выпускник Московского института радиоэлектроники и автоматики, работал в компании, которая занималась морскими перевозками. В 1995 году судно продали, и ему пришлось искать другое занятие. Тогда он попал в интернет-тусовку, познакомился с обозревателями и провайдерами, быстро освоился и сделал свой сайт с фейковыми новостями — такие ресурсы в то время были популярны, пользователи воспринимали их как развлечение вроде anekdot.ru. Бокарев скоро понял, как в Рунете можно заработать. "Интернет-реклама появилась на Западе, — вспоминает он. — Я понимал, что скоро у нас будет такой рынок. Стал делать статичные баннеры и размещать их на своем сайте. А потом открыл агентство "Промо.ру". Это название мне посоветовал Тема Лебедев, который был уже заметным в тусовке, он сказал: "Тим Продакшн" — это местечково, давай так". Потом я переименовал его в "Промо Интерактив". Появились первые баннерные сети, одна сеть объединяла владельцев сайтов: от anekdot.ru до маленьких страниц. Клиент заказывает рекламу, я делаю баннеры и размещаю на сайтах участников. Скоро открылись другие рекламные агентства. Я вместе с баннерной сетью RLE провел первое исследование интернет-аудитории и рассказывал на первой профессиональной конференции "Кто такие интернет-пользователи?". Это были мужчины, в основном — технари и финансисты. В общем, предложений на рынке становилось больше, но продавать рекламу было трудно. Мы чувствовали себя миссионерами, когда приходили куда-то и говорили: "Смотрите, есть такая вещь, как интернет, и когда-нибудь он обгонит все другие медиаканалы". А нам в ответ: "Что? Интернет обойдет телевизор? Этого не будет". А в итоге ведь так и получилось". Маркетологи не верили в интернет. Основатели бизнеса были настроены иначе, они порой сами искали Бокарева, чтобы разузнать у него про новый канал продвижения. Первым его крупным клиентом стал Герман Клименко, владелец компании LiveInternet, тогда основатель юридической фирмы. В числе первых рекламу в Сети давали финансовые и IT-компании, а в конце 90-х массово пришли автодилеры. "Можно сказать, что рынок интернет-рекламы в России появился в 1997 году, до этого была "раскачка", — говорит Тимофей Бокарев. — Реклама стоила дешево по сравнению с другими каналами. Когда Mail.ru было несколько недель, мы обсуждали: сколько должен стоить баннер на главной странице сайта, чтобы клиенты "потянули"? Решили — что-то в районе $40. Хотя мы изначально "брали" не тем, что у нас недорого, а объясняли, что здесь качественная аудитория. В развитии рынка большую роль сыграл рамблеровский рейтинг. Какое-то время мерилом успеха для компании были перемещения в ТОП-100 сайта". Рекламные технологии в целом были примитивные, хотя работал геотаргетинг (показ рекламы по расположению пользователя, он настраивался по ip-адресам). В агентстве Бокарева, когда он уже оброс сотрудниками и офисом, первым начали делать flash-баннеры (анимированные, а не статичные картинки), и это считалось прорывом. А еще реклама 90-х "выскакивала" на весь экран и часто раздражала пользователей, но рекламщики начнут искать более интеллигентные решения намного позже. С того времени у Бокарева осталась "Энциклопедия интернет-рекламы", написанная им, в конце 90-х и в нулевых ее читали студентам в вузах, небольшая доля в "Промо Интерактив" (он продал агентство и теперь занимается бизнесом по созданию настольных игр) и много историй, которые сейчас кажутся удивительными. "Был у нас заказчик — дистрибьютор табака, мы для него сделали целый контент-проект, — рассказывает он. — У меня были разные домены — тогда можно было легко получить почти любое доменное имя. Зарегистрировали для него домен табак.ру, — Бокарев открывает сайт, подтверждает, что ему есть 18 лет, и видит, что он давно не обновлялся. — Просто бесплатно отдали такой домен, только взяли деньги за работу. Сколько бы сейчас стоило такое имя? Скорее всего, речь о нескольких миллионах рублей". Куда пропал "Апорт"? Почему "Яндекс" обошел Rambler? В 1996–1998 годах появляются четыре компании, которые скоро "приведут" в интернет массовую аудиторию — от школьников до клерков. Это поисковые системы Rambler, "Апорт", "Яндекс" и Mail.ru. Эти проекты убыточны, их основателям нужны деньги на развитие. Но их перспективы считаются туманными, инвесторы осторожно наблюдают за ними, и первые вливания в проекты происходят в конце 90-х и начале нулевых. "Я в своей "первой жизни" в 80-х, как ученый математик, занимался оценкой эффективности сетей, а во "второй", в 90-х, делал в этой сфере инфраструктурные проекты как предприниматель. Поэтому не сомневался, что интернет изменит экономику и мир, а эти маленькие компании по мере роста пользователей могут стать успешными бизнесами, — рассказывает Леонид Богуславский, основатель инвестиционной компании ru-Net и первый инвестор "Яндекса" и интернет-магазина Ozon.ru, в 2000 году он вложил в поисковик $5,27 млн, а в Ozon.ru $3 млн. — Я в них верил. Поэтому рискнул по большому — уволился с крутой должности старшего партнера PwC и начал инвестировать в стартапы. Почему такие суммы инвестиций? Уже было понимание рынка. Например, на тот момент у Rambler и "Апорта" были сделки с инвесторами, суммы не скрывали. Первое время "Яндекс" почти ничего не зарабатывал, но довольно быстро — в 2002 году — вышел на безубыточность и даже первый раз распределил дивиденды. А к 2005 году он уже стоил сотни миллионов долларов". Не все интернет-инвесторы в итоге остались довольны первыми сделками. Успех каждого из четырех главных интернет-проектов, стартовавших один за другим, зависит от основателей и их команд. Изначально, по мнению Богуславского, у проектов были равные шансы на успех. Но скоро закрылся "Апорт" (сейчас это агрегатор товаров), а Rambler, который сначала считался лучшим из четверки, сильно сдал позиции. Одна из главных причин — в отношениях инвесторов с основателями. "На самом деле — это "классика", так случается довольно часто — объясняет Леонид Богуславский. — Глава компании, который привлекает деньги, должен понимать, кто и зачем инвестирует, какие у инвестора представления о бизнесе, где могут возникнуть разногласия. Rambler и "Апорту" не повезло. Инвесторы Rambler — хорошие финансисты, но они допустили ошибку — быстро разругались с основателями, те ушли из управления. И так у Васильева с Хуако оказался такой "чемодан без ручки", и Rambler стал переходить из рук в руки. А это был классный проект, можно сказать один из основателей рунета. Инвестор "Апорта" был стратегом и предложил серьезные деньги, но опять же из-за отношений с основателями поисковик в итоге "умер" внутри "Голден Телеком". "Яндексу" и Mail.ru повезло с инвесторами. И нам повезло с Воложем и Сегаловичем. "Яндексом" управляла команда во главе с Аркадием Воложем, они принимали все решения, мы, конечно, обсуждали вместе многие вопросы и что-то советовали им, но в конечном счете решение оставалось за командой "Яндекса". Это был партнерский разговор. Но вряд ли можно однозначно заранее спрогнозировать, получится или нет выстроить отношения, взаимодействие основателя и инвестора". Анастасия Степанова