Объясняем на пальцах: QR-коды снова могут войти в обиход. Что изменилось?
Раз Одна из крупнейших электронных систем расчетов в России WebMoney, запускает в 18 000 ресторанах систему оплаты счета по QR-коду. Клиент через приложение сервиса должен сканировать код на чеке и подтвердить списание средств с электронного кошелька. У компании сейчас около 1 млн активных владельцев электронных кошельков, все они — потенциальные клиенты нового сервиса, говорит представитель WebMoney. К технологии присмотрелся и Сбербанк: он запускает соответствующий способ оплаты. Для платежа нужно будет сканировать телефоном QR-код и подтвердить операцию. По оценкам опрошенных Inc. экспертов, в ближайшее время QR-коды могут пережить в России «второе рождение» — технологию дешево внедрять, дополнительного регулирования нет, она знакома пользователям. Есть одно «но» — ею пока никто (почти) не пользуется. Два QR-коды лучше всего прижились в Китае — благодаря запуску мессенджера WeChat в 2011 году. Приложение присваивает каждому пользовательскому профилю уникальный QR-код, по которому человека или компанию можно найти как в онлайне, так и в офлайне, — например, код размещают на флаерах или баннерах. Платежный сервис с использованием кодов есть и у Alibaba — Alipay пользуются 520 млн человек. По итогам 2016 года через сервис переведено $1,7 трлн — больше, чем через платежную систему PayPal ($354 млрд) за тот же период. Японии QR-коды размещают на автомобилях (данные о владельце зашифрованы), рекламных баннерах (ссылки на акции) и даже в визах (паспортные данные). На Западе и в России эта технология менее популярна. А по словам главы «Модулькассы» (выступает российским партнером Alipay, — Inc.) Максима Миксутова, даже в Китае и Японии темпы роста платежных систем, использующих QR-коды, замедляются из-за развития более современных технологий оплаты, таких как NCF. «Оплачивать покупки QR-кодом долго: нужно достать телефон, разблокировать его, зайти в приложение, которое считывает коды, и только тогда провести оплату. В случае с NCF достаточно приложить карту или смартфон к терминалу». Три Сейчас в России расплатиться с помощью QR-кода позволяют «Яндекс.Деньги», сервис PayQR, Сбербанк, Тинькофф, Альфа-банк, РЖД и многие авиакомпании. Можно оплачивать квитанции, онлайн-заказы и доставку еды — для этого на упаковке товара или на сайте должен быть размещен код. Покупатель, используя приложение, сканирует код, указывает сумму и проводит оплату. «Код можно разместить где угодно — даже на клетке с тигром или на двери автобуса, чтобы принимать переводы на корм или за проезд. Мы уверены, что скоро эта технология оплаты станет массовой. Уже сегодня платить через QR-коды могут больше 4 млн пользователей нашего мобильного приложения, а подключить этот способ приема оплаты любая компания может через Яндекс.Кассу», — рассказала Inc. директор по развитию «Яндекс.Денег» Мария Грачева. Четыре В России уже пытались работать с QR-кодами — в конце 2000-х годов они были популярны среди маркетологов. «Дошло до того, что оператор связи МТС развесил баннеры с QR-кодами по всей Москве», — вспоминает Миксутов. Но камеры большинства смартфонов не были оборудованы сканером QR-кодов, пользователям приходилось скачивать отдельное приложение, и эксперимент не имел развития. Сейчас в России коды встречаются не часто: так размещают ссылки на документы, платежные реквизиты на квитанциях за ЖКУ и госпошлины. Некоторые компании используют QR-коды в маркетинге: как ссылки на свои сайты, информацию о скидках и акциях. Пять По оценке TNS, сегодня 12 млн россиян платят за товары и услуги с планшетов и смартфонов. Все они — потенциальные пользователи платежных сервисов с QR-кодами. Популярность таких платежей вырастет, если на смартфонах пользователей появится удобное и понятное приложение, позволяющее считывать коды. Для этого несколько крупных игроков (например, AliPay и «Яндекс.Деньги») с большой базой физических лиц должны одновременно выпустить продукты, использующие технологию, а до тех пор для малого и среднего бизнеса рынок остается непривлекательным. Сейчас платежная инфраструктура в России предполагает использование только банковских карт и бесконтактных платежей, поэтому внедрять что-то принципиально новое сложно: придется менять оборудование и вводить новые стандарты. Но как нишевый продукт (например, QR-код на билете для ускорения регистрации или код в квитанции за ЖКХ) технология может быть интересной для разных компаний.