Как мобильный банк меняет нашу жизнь
Сейчас уже мало кого можно удивить мобильным банковским предложением. Конкуренция в этом сегменте среди финансовых организаций высока, что хорошо для потребителя, так как сервисы становятся все более удобными. Мы расскажем об одном из лучших мобильных банков, проверим, насколько безопасно пользоваться этими услугами, узнаем о трендах и попробуем заглянуть в будущее. Для этого кейса мы выбрали лучшее мобильное приложение по версии авторитетных аналитиков. Согласно рейтингу агентства Markswebb Rank & Report, в 2017-м году первое место среди мобильных приложений занял продукт «Тинькофф Банк». Причем, как для платформ Android, так и IOS. Заметим, что высшие позиции в этих исследованиях «Тинькофф» занимает уже пятый год подряд. Подтверждением мнению аналитиков является и то, что количество пользователей мобильных приложений этого банка постоянно растет. В самом банке рассказывают, что быть первым не так тяжело — гораздо тяжелее из года в год удерживать эту позицию. Максим Евдокимов первый вице-президент по развитию мобильных сервисов Тинькофф Банка «Делаем мы работу для благодарной публики и все больше и больше людей уходят в мобильную среду из классической онлайн, веб-среды. Это видно и на мобильном вэбе, люди предпочитают все больше пользоваться поиском на мобильном устройстве и банкинга это тоже касается. Если говорить про мобильный банк для физических лиц, то сейчас ежемесячно более полутора миллиона человек пользуются мобильным банком для физлиц. Для юридических лиц показатель поменьше, естественно, мы не так давно вышли на этот сегмент рынка и с момента появления на рынке малого и среднего бизнеса, мы открыли почти четверть миллионов счетов. То есть четверть миллиона клиентов предпочли наш банк своим опорным банком для бизнеса. И более 20% пользуются только мобильным приложением для ведения своего бизнеса». Более 1,5 млн миллиона клиентов только Тинькофф Банк — это больше 1% от населения страны. Если взять экономически активное население России, то это уже около 2%. Но нужно учитывать, что речь идет о тех, кто используют современные банковские технологии, причем делают это активно, не ограничиваясь установкой приложения на смартфон, и совершают несколько операций в день. С учетом этого, можно сказать, что «Тинькофф» — один из лидеров в своем сегменте. Известно, что это один из самых прогрессивных российских банков. Вспомним, например, что он еще 2 года назад внедрил технологию оплаты с помощью смартфона, опередив и Apple Pay и Android Pay. Сейчас клиентам «Тинькофф Банка» доступны четыре способа бесконтактной оплаты — собственное решение, Apple Pay, Android Pay и Samsung Pay. Чем выгодно отличается мобильное приложение банка? В первую очередь — это интуитивно понятный интерфейс, простота всех операций, контроль расходов, удобство переводов на карты клиентов «Тинькофф» и других банков. Преимущества для малого бизнеса — простые операции, связанные с подачей декларации и оплаты налогов, возможность в несколько касаний выставить счет, подписать его, отправить контрагенту реквизиты, оплатить счета. Кроме того, есть отдельное мобильное приложение для онлайн-бухгалтерии. Легкость и простота — это еще и когда все операции проходят в несколько несложных этапов. Максим Евдокимов, вспоминает, что раньше был такой тренд: все делать в один клик. Считалось, что скорость совершенного действия имеет главное значение. Не важно, что при этом клиент мог элементарно ошибиться, не разглядеть какие-то пометки мелким шрифтом. Сейчас тренд сменился, правильным считается, когда пользователь совершает несколько действий, но зато они все просты и понятны. «Никто не гонится за одним кликом, сейчас все гонятся за таким опытом, когда пользователю все понятно и он совершает свое целевое действие по шагам. Если совсем на пальцах разложить, то это какое-то одно действие на один экран. То есть пользователю написали: введи фамилию, он ввел фамилию, нажал «далее», ввел «далее», введи сумму, «далее» — оплатить. Все становится понятно. Это минимизирует человеческую ошибку». Одно из преимуществ такого подхода — это еще и обучение финансовой грамотности. «Тинькофф» сознательно использует простой язык, избегая сложных финансовых терминов и аббревиатур. Обучение грамотности же проявляется в том, что клиент, хоть «физик», хоть «юрик» или ИП, точно знает, что он делает в данный момент. Если банк берет комиссию за операцию, то перед тем, как ее совершить, пользователь видит точную сумму, которую ему придется заплатить. И это не мелкая надпись где-нибудь внизу экрана под звездочкой. Так формируется доверие клиента к своему банку. И здесь как раз стоит упомянуть о безопасности — это вопрос, который многих смущает. Мобильный сервис защищен как производителем операционной системы, так и банком. Нужно всего лишь соблюдать пользовательскую гигиену — не устанавливать на смартфон неизвестные программы, не вбивать свои данные на подозрительных сайтах и так далее. В конце концов, можно завести отдельный телефон, который будет служить только для одной цели. Есть еще опасность потери гаджета. Но также мы можем потерять и кошелек. Причем, если последний в 99% случаев, не вернуть, то сохранить деньги на счету можно, следуя простым, но важным правилам. Одно из них — это блокировать не только банковские карты, но сим-карту. К ней привязаны все наши счета, операции, персональные данные. Блокировка не занимает много времени, потом симку очень легко восстановить в любом офисе своего оператора. Зато никто не сможет воспользоваться нашими деньгами. А теперь, поговорим о самом интересном: каково будущее мобильного банкинга. Кроме высокой конкуренции среди банков, точно также конкурируют между собой магазины, рестораны, авиакомпании и так далее. У них борьба за то, чтобы пользователь с помощью приложения воспользовался именно их услугами. И в этой конкуренции, возможно, и есть будущее мобильных сервисов. «Конкуренция будет способствовать появлению новых интерфейсных решений с точки зрения «куда потратить». Это будет «куда потратить в моменте», «куда потратить хорошо», «куда потратить выгодно», «куда потратить, чтобы вызвать положительные эмоции». Потому что есть траты безусловные, это, например, коммунальное хозяйство, которые не вызывают улыбку. А есть траты — пойти в ресторан. И это позитивная трата, потому что это хорошее настроение, это вечер с близкими и друзьями. Вроде это тоже должно быть со знаком «минус», потому что это трата денег, но они позитивные. Это управление эмоциями, и такие вещи будут развиваться через сервисы и иметь интересное отражение в мобильных и интернет банках». Это могут быть и кроссплатформенные сервисы и какие-то интерфейсные решения, кросс-сервисы, связанные с программами лояльности поставщиков услуг, магазинов или брендов. Решение может быть каким угодно, но главное, что сами по себе деньги перестанут иметь главенствующую роль в банковском интерфейсе, прогнозирует эксперт. Для нас же важно, что повышаться будет не только удобство. Потребитель, будь то простой пользователь или бизнесмен, получат прямую выгоду от конкуренции. Тратить будет вдвойне вкуснее и приятнее.