Онлайн-шопинг затягивается

Граждане тратят на него все больше времени Россияне проводят на сайтах и в приложениях, посвященных шопингу, уже почти десятую часть своего времени в интернете, подсчитали в GfK. При этом если в 2016 году онлайн-покупатели составляли 25% от всей аудитории интернета в стране, то за неполный 2017 год этот показатель дорос до 30%, или 24 млн человек. В ближайшей перспективе в онлайн-ритейле продолжит активно расти мобильный сегмент и развиваться интеграция с социальными сетями, считают участники рынка. Россияне в среднем тратят почти десятую часть своего времени в интернете, то есть более пяти часов в месяц, на сайты и приложения, посвященные шопингу, следует из отчета GfK Crossmedia Landscape 2017, проводившегося в августе 2017 года на выборке 6 тыс. человек. Лидерами по охвату аудитории по-прежнему остаются поисковики и социальные сети, но при этом значимость маркетплейсов и интернет-магазинов растет. В списке топ-25 крупнейших по аудитории онлайн-брендов как на десктопах, так и на мобильных устройствах в России их уже пять: Avito, AliExpress, «Яндекс.Маркет», «Юла» (входит в Mail.ru Group) и Ozon.ru. В GfK также отмечают заметный прирост аудитории электронной торговли в России в этом году. Если в 2016 году покупки в интернете делали 25% всех пользователей, то в 2017 году доля уже выросла до 30%, то есть 24 млн россиян в возрасте 16–55 лет. Другая тенденция — рост доли заказов с мобильных устройств. Компьютер и ноутбук все еще остаются основным устройством для онлайн-покупок, но их доля в общем объеме заказов постепенно снижается, указывают аналитики. По данным совместного исследования GfK и «Яндекс.Маркета», к сентябрю 2017 года на мобильные устройства приходилось 17% заказов в российских интернет-магазинах и 22% заказов в сегменте трансграничной торговли. При этом почти 80% покупок с мобильных устройств в иностранных магазинах были сделаны через мобильное приложение. В российских интернет-магазинах аналогичный показатель составляет пока только 27%. В Avito говорят, что также фиксируют активный рост интереса к торговым площадкам, в том числе на рынке частной торговли. По собственным данным сервиса, из ежемесячной аудитории Avito более чем 33 млн человек мобильная часть уже составляет 18,5 млн. В компании также ссылаются на совместное с Data Insight исследование, согласно которому объем рынка частных продаж в интернете только в сегменте товаров общего спроса по итогам 2017 года в России вырастет до 295 млрд руб. и 90 млн сделок. Для сравнения: рынок B2C-торговли оценивается в 970 млрд руб. и 230 млн сделок. Распространение смартфонов и мобильного интернета в регионах оказывает влияние на культуру спонтанной покупки, отмечают в AliExpress Russia. «Все больше времени пользователи проводят в интернете именно на мобильных устройствах. AliExpress и Tmall изначально нацелены на аудиторию мобильных систем — более 60% всех заказов на платформе совершается с мобильного»,— говорит представитель компании. «Mobile растет и будет активно расти в ближайшие годы — 19% наших продаж уже приходит через приложение,— подтверждает веб-директор Ozon.ru Михаил Осин.— Важно понимать, что смартфон — не просто компактная витрина, но и новый уровень персонализации, визуальное распознавание, голосовое взаимодействие и многое другое, чего раньше не было совсем». В AliExpress считают, что ближайшим трендом будет связка социальных сетей и маркетплейсов, пользователи которых будут генерировать свой контент для каждого из продуктов, не покидая мобильное приложение или платформу. «Мало просто дать пользователю картинку или качественное описание товара. Покупателю необходим интерактив, а не отзывы»,— добавляют в компании. Роман Рожков

Онлайн-шопинг затягивается
© Коммерсант