"Билайн" нашел истину в Veon
приложения Самая громкая digital-премьера прошлого месяца -- платформа Veon от одноименного международного холдинга, который представлен в России ПАО "Вымпелком" (бренд "Билайн"). Мобильный оператор попытался соединить в одном приложении все, что люди любят в интернете: от мессенджеров до контента и маркетплейса с партнерскими предложениями. И сделал трафик внутри Veon бесплатным для клиентов "Билайна". Аналитики считают, что это как минимум заявка на успех. В июле в России была запущена платформа Veon, с которой "Вымпелком" -- пионер телекоммуникационного рынка страны, работающий с 1993 года под брендом "Билайн",-- связывает свое будущее. "Veon -- это платформа, сочетающая в себе удобство телекоммуникационных услуг и многообразие развлечений и общения в мире digital. Это очередной шаг в развитии концепции мобильности, уже сегодня открывающий россиянам новый пользовательский опыт в интернете",-- так характеризует новый продукт гендиректор "Вымпелкома" Шелль Мортен Йонсен. Платформа, как уверяют в "Вымпелкоме", соответствует духу времени и отвечает технологическому прогрессу. Господин Йонсен рассказывает, что первый мобильный телефон у него появился 24 года назад, это был микротек от Motorola -- большая черная трубка с антенной. "Когда я разговаривал по нему 15 минут, телефон так нагревался, что на нем можно было запекать блины",-- шутит господин Йонсен. С тех пор сменилось не одно поколение мобильной связи, и сейчас примерно четверть клиентов "Билайн" использует 4G, которое отличается скоростным интернетом, позволяет смотреть потоковое видео с хорошим качеством. Но появилась новая проблема: разработчики из Кремниевой долины и не только регулярно придумывают и создают тысячи приложений для мобильных устройств. "Это дает людям свободу выбора, но иногда его слишком много. Мы хотим, чтобы жизнь была проще и чтобы людям было легче выбирать продукты. Мы строим платформу, куда входит все, что нужно для жизни. Не надо переключаться на одно, второе или третье приложение, которое вы используете в повседневной жизни: все в одной кнопке",-- объясняет господин Йонсен идеологию Veon. Общение, контент и кое-что еще В платформе Veon есть три вертикали, говорит вице-президент по развитию цифрового и нового бизнеса "Вымпелкома" Джордж Хелд. Прежде всего это общение. Платформа, призванная составить конкуренцию WhatsApp и Viber, позволяет писать, звонить, обмениваться голосовыми сообщениями, отправлять друзьям фото и видео, создавать групповые чаты. Главное отличие Veon от других популярных мессенджеров -- возможность бесплатного общения. "Билайн" решил не взимать плату за передачу данных внутри Veon со своих клиентов. Пополнить мобильный счет или узнать баланс клиенты "Билайн" могут также в Veon: в платформе есть личный кабинет -- аналог популярного приложения "Мой Билайн", через который абонент может управлять своими услугами. Стоимость трафика внутри Veon для абонентов других операторов, а также за пределами России зависит от условий их действующего тарифа, предупреждает "Билайн". Тем не менее он считает, что эта платформа удивит абонентов других операторов. "В мессенджерах есть возможность посылать эмодзи. В "Билайне" мы пошли еще дальше и создали V-эмодзи. Они используют бренд Veon и делают более интересным и персонализированным общением между людьми. Также мы добавили сюда Gifs -- маленькие видеофайлы, которые позволят также персонализировать общение",-- перечисляет "фишки" новой платформы господин Хелд. Другая вертикаль Veon -- это контент. В платформе уже доступно почти два десятка информационных каналов: тематических ("Авто", "Еда и кулинария", "ЗОЖ" и т. д.), а также каналы с доступом к просмотру фильмов и "Билайн ТВ", которое включает более 40 телеканалов. Как подчеркивает господин Хелд, весь контент в Veon легальный. Пока его основным поставщиком является Rambler & Co, но "Билайн" находится в сотрудничестве и с другими производителями контента. В дальнейшем "Билайн" обещает предоставить пользователям Veon возможность подписываться на актуальные для них события, информационные каналы селебрити и брендов. В частности, через Veon журналисты Mixmag уже провели трансляцию фестиваля электронной музыки Present Perfect в Петербурге. "Как оператор связи мы имеем возможность предоставлять пользователям релевантный контент. К примеру, в Veon есть категория "Лучшее за день", где собран дайджест всех информационных каналов, которые я смотрю в регулярном порядке",-- рассказывает господин Хелд. Наконец, третьей вертикалью Veon являются партнерские предложения. Сейчас пользователи Veon в России могут получать специальные предложения, акции и скидки на товары и услуги от компаний Lamoda, Burger King, Skyeng, а также Madrobots. Список локальных партнеров в России оператор обещает дополнять вместе с развитием платформы. Veon также имеет несколько глобальных партнеров, таких как музыкальный сервис Deezer, видеопроект французского медиахолдинга Vivendi -- Studio+, а также MasterCard. Но главное в Veon -- это интерфейс, на который было потрачено чуть ли не больше средств, чем на создание самой платформы, отмечает господин Хелд. "В центре приложения находится лента, где мы соединяем все представленные вещи. Не надо двигаться вправо-влево, как плохо реализовано в некоторых соцсетях",-- отмечает он. Несмотря на то, что Veon ранее стартовал на зарубежных рынках, над приложением работали дополнительно, чтобы адаптировать его под российский рынок. "Продукт практически два месяца работал во Владивостоке. Реальные люди давали фидбэк, как сделать интерфейс удобнее",-- отмечает господин Хелд. Впервые платформа Veon была запущена в Италии в ноябре 2016 года и с тех пор набрала несколько миллионов скачиваний. Запуск подобного сервиса стал частью глобальной цифровой стратегии VimpelCom Ltd., привел к пересмотру его телекоммуникационного бизнеса и ребрендингу на международном на рынке -- весной этого он был переименован в Veon Ltd. "Мы хотим превратить эту компанию из телекоммуникационной в технологическую",-- цитировал Reuters генерального директора Veon Ltd. Жан-Ив Шарлье. Кроме традиционных телекоммуникационных услуг, холдинг решил зарабатывать на кооперации с крупными интернет-компаниями. Исполнительный вице-президент по развитию массового рынка "Вымпелкома" Марек Слачик заявляет, что оператор будет привлекать новых клиентов Veon за счет welcome-бонусов. "Если я сегодня скачаю и зарегистрируюсь в Veon, то получу предложение от Skyeng -- пять уроков английского языка бесплатно",-- приводит пример господин Слачик. Чтобы мотивировать абонентов пользоваться приложением каждый день, "Билайн" подготовил предложение Daily Booster. Оно позволит клиентам оператора получить от 1,5 до 3 Гб дополнительного трафика в месяц, всего лишь пересылая сообщение внутри Veon каждый день, отмечает господин Слачик. Пользователей "Билайна" ждет дополнительная выгода. Они будут получать кешбэк на свой лицевой счет "Билайна" в размере 10% от суммы пополнения счета на протяжении первых шести месяцев с момента привязки банковской карты в Veon и подключения "Автооплаты", добавляет господин Слачик. Взлетит или нет? Создатели Veon считают, что потенциальная аудитория у новой платформы огромна. По данным господина Хелда, у "Билайна" в России 60 млн пользователей, всего у международного холдинга Veon Ltd. -- 240 млн человек, все это потенциальные клиенты. Veon необязательно обгонять по популярности другие мессенджеры, вокруг платформы в любом случае сформируется своя аудитория, считают аналитики. "Не думаю, что Veon станет угрозой для WhatsApp и прочих мессенджеров. Они будут сосуществовать. Но идти в этом направлении "Вымпелкому" необходимо. Возможностей роста на услугах связи в ближайшие годы нет",-- говорит гендиректор компании "ТМТ Консалтинг" Константин Анкилов. По его словам, платформа может стать основой для таргетированного маркетинга для сторонних партнеров. ""Вымпелком" будет использовать большие данные о своих клиентах, что позволит делать адресные предложения товаров и услуг. А интернет-коммерция сохраняет большой потенциал для роста",-- отмечает господин Анкилов. Гендиректор аналитического агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин считает, что идея "Вымпелкома" здравая, потому развитие мессенджеров и соцсетей движется к тому, чтобы была создана некая платформа, в которую можно интегрировать все -- и общение, и контент, и самое главное -- мобильные финансы. "На данном этапе "Вымпелком" пытается создать такой кросс-платформенный продукт. Но пока не раскрывает бизнес-модель Veon, поэтому не до конца понятно, за счет чего продукт взлетит",-- рассуждает господин Брюквин. По словам аналитика, сейчас популярные мессенджеры в основном зарабатывают на росте стоимости акций и стоимости самого проекта за счет увеличения клиентской базы. "На рекламе и стикерах много не заработаешь, поэтому с ростом армии пользователей приходится думать над монетизацией",-- отмечает господин Брюквин. К недостатком Veon аналитик относит то, что платформа закрытая. "Поколение Z терпеть не может закрытые ресурсы. Им надо все пощупать и посмотреть. А как только ты начинаешь что-то удалять, резать или запрещать, то это негативно сказывается на этой аудитории. Поэтому вопрос к Veon, как быстро они сделают открытый интерфейс, чтобы можно было загружать контент и создавать продукты для платформы без заключения какого-либо письменного договора, к примеру, на основе оферты",-- говорит он. Следуя актуальным трендам, платформа Veon могла бы быть на основе блокчейна с внутренней криптовалютой, отмечает господин Брюквин. "Платформа была бы вовсе революционной, если бы любой пользователь мог подключиться к ней и предоставить свои ресурсы для ее работы. А за это получать криптовалюту, с помощью которой можно было бы расплачиваться в приложении",-- мечтает эксперт. Алексей Кириченко