«Яндекс» отказался раскрыть тайну переписки клиента

Первая попытка властей привлечь компанию «Яндекс» к ответственности за отказ предоставления информации о клиентах не увенчалась успехом. Компания не согласилась раскрыть Федеральной таможенной службе (ФТС) содержание личной переписки одного из пользователей почтовой программы «Яндекса» и в дальнейшем отстояла свое право в суде, пишет 25 марта «Коммерсант». Как сообщает издание, в минувшем году правоохранительные органы России делали запросы данных о пользователях у сервисов Google, Facebook и Twitter около 300 раз. При этом отечественные компании получают в несколько раз больше подобных запросов, при этом такие требования не всегда соответствуют закону. 22 марта решением Хамовнического районного суда Москвы был отменен протокол об административном нарушении в отношении компании «Яндекс». Правонарушение определялось статьей 19.7 Кодекса об административных правонарушениях как «непредставление информации в государственный орган». Как пояснила представитель компании Ася Мелкумова, ситуация была связана с отказом раскрыть личную переписку клиента сервиса «Яндекс.Почта» по требованию ФТС. В дальнейшем мировым судьей было вынесено постановление о привлечении «Яндекса» к административной ответственности, которое и было успешно оспорено 22 марта. «Это первый случай, когда «Яндекс» попытались привлечь к ответственности за подобный отказ» , — отметила Мелкумова. Ранее Находкинская таможня требовала у «Яндекса» предоставить переписку, осуществлявшуюся с 1 января 2014 года по 1 октября 2015 с помощью одного из электронных ящиков, ссылаясь на постановление Находкинского городского суда. В соответствии с постановлением, в данной переписке «возможно, обсуждались вопросы, связанные с организацией и осуществлением уклонения от уплаты таможенных платежей». Однако «Яндекс» отказался предоставить данные переписки по причине того, что постановление суда не содержало указания на ограничение тайны переписки пользователя почтового сервиса. Компания была признана виновной в совершении административного нарушения и должна была выплатить штраф в 3 тысячи рублей, однако жалоба «Яндекса» на вынесенное решение в Хамовнический районный суд была удовлетворена. Как поясняет юридическая служба компании, в соответствии с Конституцией «ограничение права на тайну переписки допускается только на основании судебного решения. «Яндекс», как и Google, Facebook, Twitter и многие другие международные сервисы, предоставляет информацию о пользователях правоохранительным органам в том порядке и тех случаях, которые предусмотрены законодательством». Известно, что в первой половине 2015 года в Google поступили 207 запросов от правоохранителей России на раскрытие данных клиентов Google и Youtube, из них частично или полностью было удовлетворено лишь 5%. В Facebook за это же время поступил один запрос, оставшийся без ответа, в Twitter поступило 82 запроса за весь минувший год, при этом все они остались без ответов. Отечественные интернет-компании данные о количестве поступивших запросов не сообщают, однако получают их в несколько раз больше. Ранее штрафы за отказ раскрытия данных о почтовых ящиках клиентов получали Mail.ru Group и «Рамблер». Данные об электронной почте пользователей в 2013 году заправшивала у компаний Федеральная служба по финансовым рынкам. Позже Mail.ru Group удалось доказать в суде свою правоту, а «Рамблеру» пришлось выплатить штраф.

«Яндекс» отказался раскрыть тайну переписки клиента
© ИА Regnum