Россиянам, арестованным в Азербайджане, продлили обвинение: следствие застряло

Суд в Баку на днях продлил на три месяца арест россиянам, которые были задержаны полгода назад азербайджанскими силовиками по обвинению в наркоторговле. Напомним, что произошло это после полицейского рейда в Екатеринбурге, в ходе которого умерли двое представителей диаспоры (что привело к дипломатическому скандалу между Россией и Азербайджаном). 

Россиянам, арестованным в Азербайджане, продлили обвинение: следствие застряло
© Московский Комсомолец

Сами обвинения кажутся абсурдными. Например, такое: руководитель крупной IT-компании с миллионными доходами, в которой трудятся 400 человек, на досуге приторговывал наркотой.

К слову, экспертиза на нашла следов наркотических и иных запрещённых веществ в крови ни у Антона Драчева, ни у других россиян (всего их семеро).

Как разворачиваются события вокруг наших граждан в Баку — в материале обозревателя «МК».

«Я был жестоко избит в подвальном помещении одного из зданий полиции. Мои руки были закованы в наручники за спиной. Били 4-5 человек, сломали мне нос. Затем, истекающий кровью, я провел более 12 часов в разных помещениях полиции, часто в одной позе без возможности совершать какие-либо даже небольшие движения конечностями. Через 24 часа после задержания бросили в СИЗО г. Баку, несмотря на то, что я отверг все обвинения на суде в тот же день. Вот уже более полугода я нахожусь в СИЗО без какого-либо понимания того, сколько месяцев или лет придется провести таким образом, по сути, в заложниках» - это речь одного из задержанных россиян на состоявшемся на этой неделе судебном заседании в Баку. Суд не рассматривал дело по существу, а только продлил меру пресечения. Продлил несмотря на то, что люди заявляли о своей невиновности и о том, что следствие не ведется и их просто держат в заложниках.

Следствие действительно почти не движется. По словам родителей задержанных, за все полгода с момента ареста заключенных только один раз вывезли в больницу, чтобы они там…продемонстрировали локтевые сгибы. Таким образом проверяли - нет ли там следов от инъекций. Замечу, что ни один из россиян не выглядит как наркоман, все имеют безупречную биографию — работали медиками, учителями, предпринимателями. Еще раньше была проведена психо-наркотическая экспертиза, которая подтвердила, что ни один из них не является наркозависимым или психически нездоровым. 

«Нет опросов свидетелей, нас самих не допрашивают, не проводят следственных экспериментов. Фактически мы просто находимся в заключении и бесконечном ожидании неизвестного исхода», - это цитата из речи на суде. 

Вообще обвинение в наркоторговле - более чем серьезное, и для него должны быть хоть какие-то основания. Следствие, судя по всему, не имеет ничего, кроме данных под пытками и потом опровергнутых признаний. Понятно, что российские правозащитники, в числе которых автор этих строк, будут защищать соотечественников в любых обстоятельствах. Но даже многие в Азербайджане сомневаются в причастности россиян к торговле наркотиками. Как можно было «пришить» это обвинение, к примеру, врачу Илье Безуглову? Илья ведет здоровый образ, помимо прочего читает лекции для детской медицинской школы. В Баку он приехал как турист с мамой и девушкой. Следствие расценивает их как прикрытие? Но это же, извиняюсь, бред. 

Или возьмем Антона Драчева, которого дома жду двое маленьких детей. У его компании более 150 тысяч клиентов в Москве и Санкт-Петербурге. Заработок у Антона такой, что в принципе исключает какую-либо мотивацию заниматься преступной деятельностью, тем более такой как наркоторговля, тем более на территории другой страны. 

Между тем кажется, что арест Драчева еще и удар по IT-сектору России. Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ обратился с официальным письмом к министру цифрового развития и транспорта Азербайджанской Республики с просьбой способствовать восстановлению справедливости и поддержки Антона.

“Уже полгода мы не видели наших детей и не слышал их голосов, ведь телефонные звонки нам запрещены в отличии от других узников СИЗО», - пишут россияне из бакинского изолятора в разные инстанции. Им разрешили краткосрочные свидания с матерями и женами, но не каждая может позволить себе прилететь в Баку, чтобы увидеть близкого человека.

После последнего продления меры пресечения в ряде СМИ появились заметки, в которых как будто не ставится под сомнение само обвинение. И нашим узникам, как говорят близкие, обидно. С другой стороны, они не просто просят поверить в их слова о невиновности, а действительно разобраться. Но главное — чтобы дело сдвинулось с мертвой точки, чтобы их не держали в изоляторе как некую козырную карту в рукаве.