Кого засосала опасная трясина? Нацпроекту «Демография» опять не повезло. Снова на слуху Кубань
Кубанский чиновник, отсудивший год назад у 80-летней пенсионерки крупную сумму за нелицеприятный комментарий в соцсети, теперь сам оказался в фокусе внимания правоохранительных органов. Речь – о главе Приморско-Ахтарского района Краснодарского края Максиме Бондаренко.
Накануне в его рабочем кабинете, а также по месту жительства прошли обыски. Мероприятия, как сообщил источник РИА "Новости" в правоохранительных органах региона, связаны с нарушениями при строительстве соцобъекта. А именно, Дома социального обслуживания для людей с инвалидностью на 150 мест, который начали возводить в сентябре 2023 года в рамках нацпроекта «Демография» в станице Новонекрасовской. Стоимость объекта оценивалась в два миллиарда рублей.
Позже выяснилось, что под строительство трехэтажного центра был выделен заведомо непригодный участок земли в заболоченной местности. Это резко увеличило смету реализации проекта. Кроме того, экспертиза выявила критические нарушения при проведении инженерных работ, что ставило под угрозу безопасность будущего здания.
Отмечается, что Бондаренко активно лоббировал реализацию данного объекта. А курировала проект, по информации портала 93.RU, бывший вице-губернатор Анна Минькова, которая в октябре 2025 года ушла в отставку и теперь возглавляет краевой телеканал «Кубань24».
В ходе обысков силовики изъяли документацию по «болотному строительству», а также технические носители информации. Однако информации о том, задержан ли глава округа и возбуждено ли в отношении него уголовное дело, пока нет.
46-летний Бондаренко руководит Приморско-Ахтарским районом (преобразован недавно в муниципальный округ – "СП") с декабря 2017 года. До этого, как сообщает РБК, занимал должность начальника управления по финансовому оздоровлению хозяйствующих субъектов Минэкономики Краснодарского края. Также он возглавляет местное отделение партии «Единая Россия». Причем, когда в марте 2018 года его тайным голосованием избрали секретарём, он обещал работать так, чтобы его «район, родная Кубань и страна процветали».
Впрочем, сам Бондаренко тоже не бедствует. По данным декларации за 2016 год, его доход составил 3,09 млн рублей. В собственности чиновника значатся квартира (151 кв.м.), два жилых дома (53 и 222 кв.м.), три земельных участка для личного подсобного хозяйства (от 1157 до 1750 кв. м), земельный участок для эксплуатации зданий (952 кв.м.) и нежилое помещение (331 кв.м.). Из транспортных средств ему принадлежат автомобили Mercedes-Benz и Toyota, вездеход «Поларис» и два вездехода «Викинг», яхта Sea Ray, гидроцикл Yamaha, лодка Wellboat и дюралевая мотолодка, а также четыре автоприцепа.Подразумевается, что все это приобретено на зарплату госслужащего.
Напомним, прошлым летом имя главы Приморско-Ахтарского района уже фигурировало в СМИ в связи с судебной тяжбой, которую он затеял с 80-летней местной пенсионеркой Маргаритой Белых. Бондаренко подал против неё иск о защите чести и достоинства на 300 тысяч рублей. Суд в итоге снизил сумму требования до 85 тысяч рублей. Но все равно бабушка обязана выплачивать чиновнику из своей скромной пенсии по полторы тысячи рублей ежемесячно до 2030 года.
Вообще в 2025 году Краснодарский край прошел одну из самых жёстких «чисток» за последние несколько лет, отмечает 93.RU. Под стражу за коррупцию отправились вице-губернаторы, главы районов и городов, министры, судьи, силовики, а их дела сопровождались конфискацией активов на десятки миллиардов рублей.
Достаточно вспомнить громкое дело экс-председателя Верховного суда Адыгеи Аслана Трахова, который незаконно завладел имуществом аж на 13 млрд рублей. Или - вице-губернатора и атамана Кубанского казачьего войска Александра Власова. По версии следствия, он причастен к крупному хищению субсидий, предназначенных для снаряжения добровольцев-участников СВО. Из-за чего бойцам приходилось покупать экипировку за собственный счет.
Ну а про золотые «гвозди» Сергея Леся, теперь уже бывшего главы Крымского района, знают, наверное, все. Чиновника задержали осенью при попытке скрыться на микроавтобусе, в салоне которого нашли около 100 млн рублей наличными и 10 кг золота, переплавленного в железнодорожные костыли для шпал.
Это малая часть отметившихся страстью к наживе власть имущих. И только в Краснодарском крае.
Неужели жадность человеческая непобедима? Этот вопрос «СП» адресовала известному адвокату и общественному деятелю Дмитрию Аграновскому:
- По-моему, капитализм и коррупция, это близнецы-братья. Причем здесь человеческая жадность. Надо просто говорить о конкретном строе, о конкретном порядке.
Вспомните Советской Союз. Разве был такой размах коррупции? Однозначно нет. Потому что были другие ценности и другие идеалы. А, кроме того, не было, возможностей открыто тратить огромные деньги. Деньги ведь надо не только получить, но еще и потратить.
Вспомните Корейко в «Золотом теленке». Он скопил довольно серьезные капиталы за счет своих мошеннических операция, но потратить их не мог.
Потом такие чувства, как жадность, стяжательство, корыстолюбие, они при капитализме поощряются и являются, в общем-то, основными. И Михаил Задорнов был абсолютно прав, когда говорил, что «при капитализме худшие качества человека позволяют ему достигать внешнего успеха».
Поэтому я бы не стал всех чиновников мазать черной краской, просто они живут в таких условия и работают в таких условиях. При капитализме и рыночной экономике коррупция не истребима в принципе. Её можно только минимизировать.
«СП»: Получается, нет никакого смысла бороться с этим злом?
- Бороться с коррупцией, конечно, надо. И государство борется с этим явлением, но как-то разнонаправленно. Если мы возьмем опыт западных стран – мы их не любим, они бездуховные. Тем не менее там существует большой сегмент гражданского общества и разного рода активистов, которые не боятся везде совать свой нос. Потому что одни правоохранительные органы за преступностью не уследят, они сами могут быть подвержены коррупции, и общественный контроль за этим нужен.
Кстати, в Советском Союзе это гражданское общество существовало. И контроль общественный был на высоте. Но сейчас, мне кажется, ни один нормальный человек не станет совать куда-то свой нос, потому что этот нос прищемят в два счета.
Для гражданских активистов должна быть создана абсолютно позитивная среда.
«СП»: Поясните.
- Мне скажут, что я доносы поощряю. Ну да, что-то в этом роде. Но все же можно назвать по-разному. Если вам надо разрушать страну, вы называете это доносами. Если хотите страну сохранять, называете сигналами, сообщениями, заявлениями.
К примеру, в ряде стран существует практика: человек, помогающий выявить налоговые преступления, может претендовать на долю от недоплаченных налогов. То есть материально это все поощряется. А у нас капитализм периферийный, дикий – так сложилось. Поэтому и явления все эти принимают такие масштабы.
«СП»: В Китае коррумпированных чиновников расстреливают. Может, и нам стоит ужесточить наказание за такого рода преступления?
- Не думаю, что это даст какой-то эффект. Хотя я вообще сторонник смертной казни, например, для террористов. Однако смертные приговоры за экономические преступления я не доверил бы нынешней системе правосудия, в которой менее одного процента оправдательных приговоров и фактически отсутствует полностью состязательность сторон. К тому же, в последнее время появились дела, где некоторые судьи сами выступают коррупционерами.
22 января пришла еще одна новость с Кубани. «Задержан министр транспорта Краснодарского края Алексей Переверзев, у которого накануне прошли обыски, мероприятия связаны с госконтрактами на обслуживание дорог», – сообщили в правоохранительных органах РИА «Новости».
Собеседник агентства уточнил, что задержание связано с госконтрактами на обслуживание дорог.