«Чрезвычайно странная» катастрофа»: россиянин, живущий в Испании, рассказал о столкновении двух скоростных поездов

В Испании продолжают ликвидировать последствия железнодорожной катастрофы, которая произошла вечером 18 января в провинции Кордова. Последние вагоны высокоскоростного поезда Iryo неожиданно сошли с рельсов и упали на соседний путь. В этот момент по встречной колее двигался поезд Renfe Alvia. Произошло столкновение. По последним данным, погибли 39 человек. О том, что рассказывают пассажиры и почему катастрофу называют «чрезвычайно странной», рассказал «МК» наш соотечественник Григорий Евдокимов, который живет в Испании и ведет свой блог.

«Чрезвычайно странная» катастрофа»: россиянин, живущий в Испании, рассказал о столкновении двух скоростных поездов
© Московский Комсомолец

Железнодорожная катастрофа произошла недалеко от муниципалитета Адамус в провинции Кордова автономного сообщества Андалусия. Движение между Мадридом и югом страны сейчас остановлено. 

— В некоторых источниках пишут, что поезда столкнулись лоб в лоб, это не так, — говорит Григорий Евдокимов. — У поезда Iryo, который следовал по маршруту Малага — Мадрид, по каким-то причинам сошли с рельсов последние вагоны. Как рассказала пассажирка поезда, их вагон отцепился от состава, его развернуло и выбросило на соседние пути. А там навстречу шел поезд Renfe Alvia, который направлялся из Мадрида в Уэльву, столицу одноименной провинции в Андалусии.

Как говорит наш собеседник, о страшной катастрофе сейчас говорят по всем местным телеканалам и радиостанциям.

— Катастрофа случилась на ровном участке пути, где поезда развивают скорость до 300 километров в час. Оба поезда шли на большой, разрешенной скорости, потому что это высокоскоростные поезда, которые считаются одними из лучших в Европе. В поезде Iryo было 317 пассажиров, он был заполнен «под завязку». Потому что это был вечерний воскресный поезд. Люди возвращались к месту работы, домой. Во встречном составе Renfe Alvia было около 100 пассажиров. Трагедия еще и в том, что большая часть людей там была как раз в первых вагонах. 

Машинист встречного поезда от сильнейшего удара погиб на месте. Люди там оказались зажаты металлом. 

— Я слежу за новостями с 4 часов утра. Пассажир из состава Renfe Alvia рассказывал, что сначала почувствовал сильный толчок, затем вагон начало сильно трясти и все погасло. Когда он выбрался наружу, увидел разрушенный первый вагон. Сначала сообщали, что погибло 24 человек, сейчас говорят уже о 39 жертвах, 75 человек госпитализировано, 52 из которых находятся в тяжелом состоянии. Разбор завалов продолжается, и, очевидно, что погибших будет больше. Тут на машине при скорости 60 километров в час люди не выживают при столкновении. А там скорость была 300 километров в час. И поезда сами тяжелые. 

Как говорит Григорий, у встречного поезда вагоны от страшного удара упали с четырехметровой высоты в кювет.

— Все фото и видео, которые появились в Сети, сделаны, в основном, с одной стороны. С другой стороны, где в кювете лежат смятые и опрокинувшиеся вагоны, снимать запретили. Туда никого не пускают. Я прочитал очень много трагических историй, как люди ищут своих пропавших без вести близких. Отец пассажирки поезда Renfe Alvia поделился, что говорил с дочерью за 20 минут до аварии, а теперь не может ее найти. Информации нормальной нет. В Испании ведь не существует такой структуры, как, например, у нас МЧС. Это вообще большая проблема в Испании. Что будет дальше — одному Богу известно. Очень жалко людей. Я думаю, что в течение нескольких дней, к сожалению, все больше будет поступать информации о погибших.

Как говорит наш собеседник, помощь после столкновения поездов пришла быстро. На место катастрофы оперативно прислали медицинские бригады, пожарных и военных, которые привезли с собой мощные прожекторы, технику, инструменты. В отличие от того, как это было в Испании при наводнении DANA в конце октября — начале ноября 2024 года. 

Железнодорожную катастрофу уже назвали «чрезвычайно странной». 

— Я посмотрел видео на четырех местных телеканалах. Послушал комментарии технических специалистов и министра транспорта Испании Оскара Пуэнте. Все они крайне удивлены, говорят, что в этой катастрофе много странного. 

В 2013 году в Сантьяго-де-Компостела поезд из-за слишком высокой скорости сошел с рельсов на крутом повороте. Врезался в бетонную стену и частично загорелся. (79 человек погибли, около 140 получили ранения. — Авт.). Сейчас у поезда «Iryo» последние вагоны сошли с рельсов на прямом участке пути. 

Как говорит Григорий, было озвучено, что высокоскоростной поезд Iryo итальянской компании Trenitalia сравнительно новый, ему около четырех лет. 

— Железнодорожные пути, по которым он следовал, были недавно обновлены, в их восстановление было вложено около 700 миллионов евро. Как утверждают специалисты, встречный поезд Renfe был в хорошем техническом состоянии. 

Как говорит наш собеседник, он читал комментарии к выложенным видео, где испанцы рассказывают о серьезных проблемах в железнодорожной сфере. 

— Люди высказывают мнение о том, что работники могли не выполнять досконально свои обязанности. Им недостаточно хорошо платят, они выходят на забастовки. И, вполне возможно, в этом причина технического сбоя, в частности в колесной паре. 

Как говорит Григорий, они с семьей сами часто ездят на таких скоростных поездах, в частности на Ouigo, билеты на которые стоят от 9 евро. На территории Испании около 4000 километров железнодорожных путей. 

— Скорость, с которой идут эти поезда, на самом деле очень высокая. Когда поезд въезжает в тоннель, закладывает уши. Передвигаться на таких поездах очень удобно. Допустим, от Валенсии до Мадрида поезд идет 1 час 50 минут, и мы на месте. В то время как на машине надо ехать 3,5 часа, а на автобусе — все пять. Очень многие в Испании передвигаются на поездах, тем более, что в последние полтора года были снижены цены на билеты.

По словам нашего собеседника, скорого результата расследования железнодорожной катастрофы ждать не стоит. 

— Это как с историей с наводнением DANA, когда погибли 270 человек, и очень многие до сих пор числятся пропавшими без вести. Результатов расследования нет, а прошло уже больше года. Сейчас на месте железнодорожной катастрофы продолжают разбирать завалы. На этих высокоскоростных поездах стоит очень много датчиков, серьезное оборудование, которые могут помочь дать ответы, почему случилась авария. Но о результатах расследования, на мой взгляд, мы узнаем только через пять-семь лет, как это обычно бывает в Испании. Если причина не лежит на поверхности, а тут именно такая ситуация, то все затягивается.

Как говорит Григорий, премьер-министр Испании Педро Санчес сообщил, что правительство сотрудничает с экстренными службами для оказания помощи пассажирам. В стране объявят трехдневный траур по жертвам катастрофы.