Подозреваемые и обвиняемые при нахождении в зданиях судов могут молиться и читать книги, их обязаны накормить и рассказать об их правах. Строго запрещено переговариваться и даже перестукиваться с другими фигурантами, использовать феню и клички, делать надписи на стенах, шуметь и петь. Все это следует из проекта приказа МВД об охране подозреваемых и обвиняемых, который представлен для общественного обсуждения. «Парламентская газета» узнала, на что еще могут рассчитывать фигуранты уголовных дел.
Еще не сидельцы
В 2024 году Конституционный суд РФ обратил внимание, что конвойные помещения, расположенные в зданиях судов общей юрисдикции, формально не входят в перечень мест содержания под стражей. То есть к ним не могут применяться условия содержания сидельцев. Правовой пробел касался людей, которых задержали по подозрению в совершении преступления, подозреваемых и обвиняемых, а также подсудимых, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. КС предписал исправить ситуацию.
Минюст разработал и внес в парламент поправки в закон о содержании под стражей, по которым в судах обязали оборудовать помещения для временного пребывания конвоируемых лиц, а также обеспечивать их бесплатным питанием и медобслуживанием. Подписанный президентом закон вступит в силу 1 августа 2026 года, до этого дня профильные ведомства должны принять необходимые подзаконные акты.
МВД разработало порядок охраны подозреваемых и обвиняемых, проект приказа ведомства проходит общественное обсуждение. Любой желающий может внести свои предложения, как скорректировать документ.
Права, запреты, меры принуждения
Согласно документу, фигурантов в помещениях судов следует размещать отдельно — женщин и мужчин, взрослых и несовершеннолетних, впервые судимых и рецидивистов, а также подозреваемых по одному делу. Каждому должны разъяснить права и обязанности, в этом могут помочь информационные стенды. При себе можно иметь относящиеся к делу документы, книги и журналы, в том числе электронные, но не больше десяти и не экстремистского и не эротического содержания. Взять можно продукты и вещи из дозволенного перечня, а костыли и трости придется сдать — их выдадут только для перемещения.
Подследственные имеют право отправлять религиозные обряды, если это не мешает соседям, им гарантируют бесплатное питание и медпомощь. Для женщин с детьми до четырех лет — отдельное питание по госнормам, беременным и матерям с детьми разрешено подогревать еду. Лекарства выдают строго по листу назначений, при ухудшении здоровья сотрудники полиции вызовут скорую помощь и окажут первую помощь до приезда медиков. О госпитализации родственников фигуранта проинформируют в течение суток.
Подозреваемым предписано общаться с полицейскими вежливо, вставать при обращении к ним сотрудников, беречь мебель и предметы, не делать надписей на стенах. Запрещено дарить или обмениваться с кем бы то ни было предметами и едой, шуметь, петь, использовать жаргон и нецензурную речь, оскорблять соседей по камере, присваивать клички или использовать их в речи. При доставке в суд фигуранта обыщут под протокол, причем обыск должен проводить сотрудник того же пола, он может использовать технические средства обнаружения, например металлоискатели.
При неповиновении законным требованиям заключенным сначала разъяснят возможные последствия их действий, а при сопротивлении могут применить против них силу и спецсредства, предусмотренные законом о полиции.
Разумный ли баланс?
Правила подразумевают соблюдение баланса между обеспечением безопасности, соблюдением прав подозреваемых и обвиняемых и исполнением процессуальных требований. Об этом «Парламентской газете» сказал зампред Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев. В последнее время, по его словам, уголовно-исполнительное законодательство тяготело к гуманизации и это в целом правильный, хороший тренд, однако порядок в этом деле очень важен, поскольку напрямую связан с безопасностью.
«На заседаниях нашего комитета мы подробно рассматривали законопроект о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых, — рассказал Валеев. — Надо понимать, что эти люди еще не признаны виновными решением суда, им должно быть обеспечено достойное обращение с соблюдением процессуальных норм и тех распорядков, что установлены в судах».
Для судов общей юрисдикции норму площади на одного человека и требования к материально-техническому оснащению помещений установит Судебный департамент при Верховном суде. Правила для подозреваемых и обвиняемых, находящихся под охраной воинских частей или военной полиции, определит Минобороны по согласованию с Генпрокуратурой и Судебным департаментом ВС, для подразделений ФСБ — непосредственно Федеральная служба безопасности по согласованию с надзорными органами.