В Якутске «ценный специалист» из Киргизии избил местного ребенка, но избежал депортации, как «примерный семьянин», «занимающийся благотворительностью по линии Диаспоры». Такая внезапная гуманность суда шокировала общественность. И теперь разобраться в ситуации просят генпрокурора Александра Гуцана.
История, на первый взгляд, самая рядовая. 31 августа на во дворе дома 30/1 по ул. Жорницкого произошёл конфликт между детьми. По словам матери пострадавшего (их приводит местное издание Sakhapress), её 11-летний сын заступился за друга, которого била девочка. Он сделал ей замечание и слегка оттолкнул за плечи. А через какое-то время во двор вышел отец девочки. Мужчина, как рассказывают очевидцы, за ворот футболки вытащил ребенка в центр площадки и нанес резкий удар кулаком в солнечное сплетение. Отчего мальчик, страдающий астмой, начал сильно задыхаться и у него случился приступ.
После этого инцидента, говорят родители, он боится выходить на улицу один. И приступы удушья стали происходить чаще.
Семья обратилась в полицию, были сняты побои и проведена судмедэкспертиза. А через несколько дней агрессивный папаша, коим оказался 34-летний гражданин Киргизии Ыйманбек Ибираев, был доставлен в отделение. В пресс-служба МУ МВД России «Якутское» отметили, что причиной инцидента стала «ссора на детской площадке» между детьми, а мужчина «приехал разбираться с обидчиком своей дочери».
Действия Ибираева были квалифицированы по ст.116 УК РФ (побои). Причем ситуацию взял под личный контроль глава Следственного комитета Александр Бастрыкин.
Между тем, вскоре всплыло еще одно любопытное обстоятельство. Оказалось, что ответчик находился в России с нарушением миграционного законодательства. Он был трудоустроен стекольщиком у индивидуального предпринимателя, но по месту проживания на миграционный учет не встал и необходимые документы не предоставил.
На этом основании, как сообщает тг-канал «Торбозное радио», 6 сентября начальником ОП №4 МУ МВД России «Якутское» подполковником полиции Спиридоновым было принято решение о принудительном выдворении Ибираева за пределы РФ.
Однако в дело вмещалось посольство Киргизии. Дипломаты предоставило суду характеристику на своего гражданина, где тот был описан как «спокойный, уравновешенный и занимающийся благотворительностью по линии Диаспоры». Также указывалось, что он проживает в России с семьей и имеет малолетних детей.
В результате Якутский городской суд пришел к выводу, что выдворении Ибираева из РФ «будет нарушено его право на уважение личной и семейной жизни, он не сможет уделять внимание и содержать ребенка, произойдет разрыв семейных связей». После чего первоначальное решение было отменено и заменено штрафом в 40 тысяч рублей. А 21 октября было прекращено и уголовное дело.
Получается, любой «ценный специалист», приезжающий к нам на заработки, может безнаказанно применять силу к местным жителям, даже к детям. Достаточно перевезти в Россию свою семью, а также имеет хорошие связи в диаспоре – и закон для него не писан?
Впрочем, хрупкая надежда на то, что справедливость все-таки будет восстановлена, еще остается.
На днях депутат Госдумы от фракции КПРФ Михаил Матвеев направил депутатский запрос на имя генерального прокурора РФ Александра Гуцана и просьбой рассмотреть возможность обжаловать решение Якутского горсуда.
«Ощущение такое, что идеология новой Концепции миграционной политики пока плохо изучена российскими судами. Но, надеюсь, в прокуратуре Якутии с ней уже ознакомились», – написал парламентарий в своем тг-канале.
Насколько опасный прецедент создал суд Якутска, отменив решение о выдворении мигранта-нарушителя на основании весьма сомнительной аргументации?
Этот вопрос «СП» адресовала политологу Вадиму Трухачеву:
- У нас, к счастью, право не прецедентное, и решение одного суда не имеет никакого значения для любого другого суда. Суды должны основываться только на законах и нормативных актах. Второй важный момент – есть возможность все это обжаловать, потому что мы имеем дело только с решением суда первой инстанции.
Куда неприятнее и опаснее то, что у нас, оказывается, иностранные граждане по факту имеют даже больше прав, чем граждане России. То есть он может поднять на ребенка руку, а у него и семья, и особые права.
При этом менее пятой части детей мигрантов – 19% всего – в состоянии хотя бы на тройки учиться в российских школах. И 81% - не может, потому что элементарно не знают языка.
В этой ситуации также плохо то, что персонаж, который перевез сюда семью, не в ладах с законом. Он, как было установлено, нарушил миграционное законодательство. Поэтому не имеет никакого значения - помогла ли диаспора ему отделаться от иска или посольство, нормы закона должны исполняться. А у нас, видимо, существует параллельная юрисдикция Киргизии на территории России, раз в работу российских судов и правоохранительных органов вмешивается другое государство.
Могу предположить, что диаспора смогла как-то договориться с матерью пострадавшего ребенка, чтобы она отозвала заявление. Но сам факт-то остается. То есть человек нарушил миграционное законодательство, но это еще не основание.
«СП»: Получается, новая Концепция государственной миграционной политики - не указ для некоторых судей…
- А, между тем, это документ за подписью президента, обязательный к исполнению. Но даже без учета положений концепции, есть закон. И человек, который нарушил миграционные правила, должен нести ответственность.
«СП»: Депутат Михаил Матвеев в этой связи направил запрос генпрокурору с просьбой рассмотреть возможность обжалования решение суда Якутска. Как думаете, будет из этого толк?
- С Михаилом Николаевичем мы работаем в тесной связке. Я думаю, его обращение к главе надзорного ведомства даст эффект. То есть, скорей всего, этого мигранта с семьей из России выдворят. Потому что слишком большой резонанс получила история и скандал уже есть.
И есть вопрос к судье. Вот и посмотрим…
Правда, здесь есть еще один момент. Это все-таки национальная республика. Есть нюансы. С другой стороны, от незаконной миграции, да и законной тоже, страдают не только русские, но и якуты, в том числе.
«СП»: На днях МВД объявило, что в 2025 году из России были выдворены или депортированы более 19 тысяч иностранных граждан. Но это капля в море на фоне миллионов въехавших…
- Понимаете, то, что сделали в ЕС, у нас до сих пор не сделали. Там во всех международных аэропортах стоят системы биометрической идентификации и отпечатки пальцев берут у всех въезжающих. Они, несмотря на свою бюрократию, проволочки и миграционную дурь, это сделали. А у нас всего 12 аэропортов оснастили такой аппаратурой. При том, что соответствующие системы должны стоять везде – и в наземных пунктах пропуска, и в аэропортах.
Что касается пунктов депортации, или как их еще называют Центров временного содержания иностранных граждан, то их тоже не хватает. Ну и, конечно, надо не только ужесточать миграционные законы, но и контролировать их исполнение, правоприменительную практику.
Последние новости и все самое важное о мигрантах и миграции, - в теме "Свободной Прессы".