Парижский капкан: Франция обвиняет россиян в шпионаже и вмешательстве на фоне дипломатических скандалов
Франция открыла новый фронт в противостоянии с Россией, но теперь уже на своей территории. За последние месяцы в Париже произошла череда громких инцидентов, где российские граждане — от общественных деятелей до спортсменов и дипломатов — оказываются под прицелом французских спецслужб и прокуратуры. Обвинения в шпионаже, вмешательстве и загадочные задержания нагнетают и без того напряженную обстановку.

Французскими спецслужбами задержаны два активиста ассоциации помощи жителям Донбасса «SOS Donbass», в том числе гражданка России Анна Новикова. Позже появилась информация о полноценном уголовном обвинении, в котором фигурирует уже четыре фигуранта. Им вменяют двойное дело об экономическом шпионаже и прямом вмешательстве, предположительно, в пользу России. Сейчас трое из них уже под стражей, а один – под строгим колпаком судебного надзора. В числе обвиняемых – россияне Анна Новикова и Вячеслав П., а также двое французов: Венсан П. и Бернар Ф.
Последнему, к слову, повезло больше всего: ему предъявлены обвинения ни много ни мало - в «сговоре с иностранным государством» и «участии в преступном сговоре», что грозит десятью годами за решеткой. Однако вместо тюрьмы Бернар был помещен под судебный надзор, который включает в себя обязанность еженедельно отмечаться у властей.
Остальным инкриминируют целый список обвинений. Среди них – «соучастие в причинении ущерба секретным или зарегистрированным активам в пользу иностранной державы», «членство в преступном сообществе, готовящем противоправные действия», «передача конфиденциальных сведений, затрагивающих безопасность страны, иностранному государству» и «прямой сговор с иностранной державой».
Особое место в этой истории занимает Анна Новикова. Еще в феврале 2021 года французская полиция проявила к ней интерес, вызвав на допрос после жалобы украинского беженца. Тогда утверждалось, что французы подозревали россиянку не только в организации гуманитарной помощи жителям Донбасса (что она активно делала после начала СВО, создав организацию SOS Donbass), но и в скрытой поддержке Вооруженных сил РФ, причем гуманитарная деятельность якобы служила лишь прикрытием. В тот раз все ограничилось допросом. Но если тогда ей удалось избежать последствий, то теперь ситуация изменилась кардинально. Вести о ее задержании дошли до Москвы через ее друзей из Франции, о чем сообщила волонтер Ирина Бернацкая. По ее словам, телефон Анны внезапно замолчал, а арестована она была еще в пятницу, 20 ноября, и сейчас содержится в тюрьме Флёри-Мерожис. Хотя Новиковой уже предъявлены обвинения, их точная суть не раскрывается близким – все окутано «тайной следствия».
Во Франции, кажется, установилась тревожная традиция: расследования, связанные с россиянами, все чаще оказываются засекречены.
Ярким примером этой тенденции стало задержание российского баскетболиста Даниила Касаткина. Молодой спортсмен, прилетевший 21 июня 2025 года в Париж, оказался в руках французской полиции в аэропорту Шарль-де-Голль, а уже 23 июня был помещен под стражу. Причиной стал запрос американских властей, которые подозревают Касаткина в причастности к хакерской группировке. Ей инкриминируют взлом систем порядка 900 компаний, включая два федеральных учреждения США, за период с 2020 по 2022 год, с использованием программ-вымогателей.
Как сообщают местные СМИ, по версии американских властей, именно Касаткин выступал в роли переговорщика, выбивая выкупы у компаний, чтобы прекратить хакерские атаки. В США ему грозит до 20 лет лишения свободы по статье о вымогательстве в составе организованной преступной группировки.
Однако адвокат Касаткина, Владимир Саруханов, категорически отвергает эти обвинения. В интервью «СЭ» он заявил, что его клиент невиновен, поскольку в период предполагаемых преступлений (с 2020 по 2022 год) Даниил находился в России и физически не мог участвовать в схеме. Другой его адвокат подчеркнул, что Касаткин совершенно не разбирается в программировании и даже не умеет самостоятельно устанавливать приложения. По его мнению, либо компьютер спортсмена был взломан, либо ему его продал хакер, чтобы использовать чужое имя. Версию защиты подкрепляют и данные «Mash на спорте», согласно которым хакерством с ноутбука Касаткина мог заниматься его одногруппник, которому Даниил продал компьютер перед своим отъездом из США. При этом хакерские атаки, указанные в материалах дела, проводились с IP-адреса Университета штата Пенсильвания — в то время, когда баскетболист уже давно жил в России.
9 апреля 2025 года Франция снова оказалась в центре дипломатического скандала, на этот раз с участием сотрудницы российского МИД. 6 апреля французские пограничники задержали сотрудницу министерства иностранных дел России все в том же парижском аэропорту Шарль-де-Голль. Дипломат прибыла в страну по служебным делам, имея все необходимые визовые разрешения. Однако вместо ожидаемого протокола её ждало суровое обращение: был изъят телефон и компьютер, а консульского работника к ней не допускали почти семь часов.
Женщина провела в пограничной зоне аэропорта целые сутки, и лишь после решительного демарша со стороны России ей наконец разрешили въезд в страну. Официальный представитель МИД Мария Захарова назвала произошедшее совершенно необъяснимым, подчеркнув, что французская пограничная служба задержала члена российской официальной делегации без всяких причин, изъяв её личные вещи. Она также отметила, что российскому посольству пришлось добиваться доступа консульского работника к задержанной коллеге в течение почти семи часов, назвав это "позорным спектаклем".
В ответ на инцидент российское посольство в Париже передало МИД Франции ноту протеста, а французский посол был вызван в Москву. Захарова предупредила, что Россия не намерена оставлять задержание без последствий, намекнув, что вызов посла и нота протеста – это лишь начало, и Елисейский дворец должен это прекрасно понимать. Она напомнила об обязательствах Франции разрешать въезд членам официальных делегаций и призвала Секретариат ЮНЕСКО вмешаться, чтобы "положить конец этой незаконной, дискриминационной практике".
На этом фоне официальный представитель правительства Франции Софи Прима отказалась от комментариев, сославшись на то, что она не была информирована об инциденте.
