Почему СК не спешит предъявлять обвинения руководителям и нелегалам фирмы-подрядчика по миллиардным контрактам
Сегодня-завтра СИЗО Казани могут пополнить трое фигурантов дела о покушении на Ирину Шевыреву — "хорошую девочку" и "просто домохозяйку", как ее характеризовал в суде задержанный свекор-бизнесмен. Всего в списке подозреваемых СК — семеро установленных и пока неизвестные лица, из которых в Казани задержали пятерых. Сам "велокиллер" успел скрыться за пределами РФ, однако и там его нашли по горячим следам. Один из источников "Реального времени" поделился — за устранение женщины обещали сумму свыше 5 млн рублей. Предположительный мотив заказа силовики пока не озвучивают, но полагают, что все звенья преступной цепочки связаны с фирмой "Волга-Автодор", где Шевыревы — старший и младший — числятся заместителями.
"Это раскрытие — заслуга исключительно сотрудников СК. Три ночи не спали — отсматривали видео по камерам наблюдения — и нашли", — поделился с "Реальным временем" один из силовиков. Нападение на 34-летнюю Ирину Шевыреву произошло 14 октября незадолго до 8 часов утра — женщина отвела дочку в гимназию №94 и вернулась к машине, припаркованной во дворике между учебным учреждением и домом 53 на улице Восстания.
Изучать записи силовикам пришлось и за 14-е, и за предшествующий период. На данный момент известно — слежка велась не день и не месяц. По версии следствия, участники преступного сговора начали слежку за матерью двоих детей и женой бизнесмена не позднее июля 2025-го. Впрочем, в деле уже есть показания, что сбор информации о местах, которые посещает супруга Ивана Шевырева, начался еще в 2024-м.
Уголовное дело возбудили в тот же день — в отделе СК по Московскому району Казани, затем его передали в центральный аппарат Следкома республики. Как выяснило "Реальное время", следственная группа из пяти человек была создана на базе 1-го отдела по расследованию особо тяжких преступлений против личности. Ранее его сотрудники занимались преследованием казанского историка-маньяка Игоря Птицина и обвиняемых по делу банды "Тукаевские", сейчас одним из их подследственных является казанский "вор в законе" Роман Сычев.
Орудие преступления пока не найдено. В материалах дела фигурирует неустановленный колото-режущий предмет. Приехавшего на электровелосипеде парня в черном, несмотря на скрытое шлемом лицо, силовики идентифицировали как некоего Р.Р. Султанова, уроженца Таджикистана. Причем смогли установить — участие в велослежке принимали и двое его земляков.
Один из них, Бурихон Хамидов, в минувшую субботу получил прописку в СИЗО. А вот его подозреваемого родственника с той же фамилией на суд для избрания меры пресечения пока не привозили.
Когда удалось отследить маршрут участников несанкционированной слежки, Султанов успел выехать за пределы России. По данным МВД РФ, он задержан в одной из стран ближнего зарубежья, решается вопрос об экстрадиции.
Его сообщники-земляки, уже имеющие гражданство РФ, отпираться не стали — дали признательные показания, но лишь по участию в слежке. Так Бурихон Хамидов поделился, что успел даже получить травму на двухколесном транспорте — упал и получил переломы руки и ключицы. В суде он сообщил — до задержания неофициально работал в казанской компании "Волга-Автодор".
Далее по цепочке следователи задержали начальника службы безопасности той же фирмы Андрея Черкасина и его подчиненного Булата Галлямова. Последний признался, что заказ на слежку и устранение Шевыревой пришел от Черкасина, но тот лишь выполнял указание начальства.
Есть ли в деле прямые показания либо конкретные улики против мужа пострадавшей Ивана Шевырева и его отца — на заседаниях суда по мере пресечения не сообщалось. На все попытки адвокатов выяснить, по какой причине суду не представлены прямые либо косвенные доказательства причастности, следователь Айрат Гиниятуллин отвечал — они не подлежат преждевременному разглашению. В результате прокуратура не поддержала ходатайство о водворении Шевыревых в СИЗО, а просила лишь продлить срок их задержания на 72 часа. Так и поступила в субботу, 18 октября, судья Разия Зимагулова, указав, что за это время представители СК должны собрать и представить недостающие материалы о причастности задержанных.
Аналогичное решение в пятницу Советский райсуд Казани принял по ходатайству о заключении под стражу Галлямова — причем в его случае 72 часа истекают уже сегодня. Тогда как Черкасин еще 17 октября был водворен в СИЗО.
Стоит отметить — представленный следствием как "безопасник" и "правая рука Шевыревых" Андрей Черкасин ранее в официальных источниках фигурировал как владелец "Волга-Автодора" — компании по строительству дорог и автомагистралей с доходом за минувший год в 7,7 млрд рублей и штатом в 216 человек, с пропиской на Сибирском тракте. С июня 2025-го ее бенефициаром указан Рафаэль Абдуллин.
В багаже этой организации — госзакупки на 35 млрд рублей. Ключевые заказчики — ГБУ "Дирекция финансирования программ дорожных работ" Миндортранса РТ, ГКУ "Главтатдортранс" и комитет внешнего благоустройства исполкома Казани. Объем работ за счет бюджета на этот год — свыше 10 млрд, на исполнении — работы по реконструкции транспортной развязки трассы Казань — Оренбург на участке в Лаишевском районе, проектирование и ремонт дорог общего пользования, капремонт проспекта Яшьлек, а также внутриквартальных дорог и тротуаров в Набережных Челнах.
В материалах дела СК компания "Волга-Автодор" упоминается как семейный бизнес Шевыревых. Такую же позицию не раз высказывала бывшая супруга замглавы исполкома Казани Игоря Куляжева, которая по заявлению бывшего получила статус обвиняемой в вымогательстве 5 млрд рублей у него. Ранее она направила обращение в адрес руководителей силовых ведомств РФ и главы Татарстана о предполагаемых теневых активах и связях бывшего супруга со строительным холдингом его друга Станислава Шевырева.
При этом директора фирм, включенных в состав холдинга авторами обращения, в суде настаивали — ведут бизнес самостоятельно.
Сам Шевырев уклонялся от ответов на вопросы — по какой причине именно он отчитывался перед мэром за строительные работы по Вознесенскому тракту и возведение трехуровневой развязки на Горьковском шоссе, если официально не имеет никакого отношения к фирмам-подрядчикам этих работ — два ООО "Волга-Автодор" и ООО "Мосты и дороги" .
Согласно обвинению о якобы имевшем место вымогательстве у Куляжева, его экс-супруга и приглашенные ею экс-сотрудники МВД рассчитывали с помощью включения в обращение заведомо недостоверных сведений заставить потерпевшего раскошелиться. При этом информация о подставных директорах — а подрядчик-миллиардер Черкасин, по версии Инессы Куляжевой, был всего лишь охранником Шевырева — также в обвинении названа ложной. Попытки защиты убедить Московский райсуд Казани в необходимости проверки правдивости либо ложности сведений до сих пор были безуспешны. Причем активную роль в защите указанных активов от проверок в суде играл Нияз Абдразаков, адвокат потерпевшего замглавы исполкома. Он же в данное время выступает защитником Ивана Шевырева.
Владелицей второй фирмы "Волга-Автодор" — с регистрацией на улице Кутуя и багажом госзаказов на 30 млрд рублей — 13 лет числилась Галина Рыжакова, а с января 2025-го новым собственникам в документах стали указывать Руслана Хайруллина. Доходы компании за прошлый год составили 14,6 млрд, в этом году — на исполнении три контракта по реконструкции дорог на 6 млрд.
Задержанные Станислав и Иван Шевырев на заседаниях Советского суда представлялись всего лишь заместителями директора фирмы "Волга-Автодор" — без уточнения, какой именно. Однако адвокат старшего Ильдар Нуриахметов в своей речи по какой-то причине назвал подзащитного руководителем организации — "крупнейшей в сфере строительства дорог и магистралей".
Адвокат заявил: "Шевырев принимал непосредственное участие в строительстве и ремонте значимых автодорог в Казани", и перечислил улицу Несмелова, участок от улицы Гвардейской до проспекта Победы, Вознесенский тракт от проспекта Победы до трассы М-7, реконструкцию Горьковского шоссе, ремонт улично-дорожной сети по маршрутам саммита стран БРИКС и международного форума "Россия — Исламский мир".
Также в суд были представлены две коробки с наградами и благодарностями отца и сына за заслуги в сфере строительства и благоустройства — от главы Миндортранса РТ, мэра Казани, глав районов столицы Татарстана, в том числе от ныне осужденного экс-руководителя КирМоса Сергея Миронова.
Официально Станислав Шевырев сейчас числится собственником двух компаний — "Центральная городская архитектурно-строительная лаборатория" (ЦГАСЛ) и СК "Дорстрой". Обе получателями госконтрактов сейчас не являются, хотя больше 10 лет назад "Дорстрой" занимался вывозом снега по заказу управления Росреестра.
Иван Шевырев является бенефициаром СФ "Волгаавтодор", а еще на пару с сыном Игоря Куляжева владеет фирмой "СИД" по аренде и управлению собственной и арендованной недвижимостью, в числе которой — два многоуровневых паркинга.
Заметим, что в обращении Куляжевой в список семейных фирм попали и те, что оформлены на Александра Строкина и Ирину Шевыреву — тестя и жену Шевырева-старшего. Так уж совпало, что супругу младшего тоже зовут Ириной. Но на нее бизнес-активы не оформлялись, что, возможно, характеризует отношение к ней в семье.
Подозрение в заказе жены и снохи в суде отрицали оба Шевыревых. При этом первый со слезами в голосе говорил — как он нужен своей супруге, которая уже приходила в себя, узнала его и даже смогла написать записку, прежде чем вновь потеряла сознание. По данным источников "Реального времени", нападавший нанес множество ударов в область шеи и груди женщины, пострадали и голосовые связки.
На разлетевшихся в сетях кадрах с камер наблюдения видно, что Шевырева не растерялась, увидев человека с холодным оружием. Она отбивалась, закрывала жизненно-важные органы, пинала нападавшего ногами. А когда тот убежал — довольно легко поднялась и прошла к машине. Успела с помощью прохожих даже вызвонить мужа, он прибыл на место чуть раньше скорой помощи.
В суде Иван Шевырев рассказывал — на место покушения приехала не обычная скорая, а бригада из РКБ, которые провели экстренную операцию в горбольнице №12. "Туда приехали лучшие врачи — я и мой отец приложили к этому все усилия. Ее оперировали в 12-й больнице, и только они ее спасли. Дальше мы посодействовали, чтобы ее могли транспортировать в РКБ, и продолжили максимальное содействие и помощь ей", — утверждает супруг.
— Я прошу, если есть возможность, меня отпустить. Я ничего не совершал, и никогда ни под каким давлением этого не признаю, — заявил Иван Шевырев. — Никогда! Это дело чести. Даст Бог, она придет в себя — то же самое скажет. Я в этом уверен на 150%. Мы души не чаяли друг в друге...
Станислав Шевырев также отрицал вину, указывая на то, что никакого мотива для подобных действий ни у него, ни у сына быть не могло. При этом особого тепла в адрес снохи, переживаний за ее здоровье и версий, что же могло стать причиной случившегося, со стороны свекра на заседании не было. Больше всего его рассказ напоминал историю про Золушку:
— Она хорошая девочка из довольно бедной семьи. У нее мама одна. Я не говорю, что я прямо богатый. Но у нас есть деньги. И мы с удовольствием взяли девочку, которая была не избалованная, не светская, как сейчас называют... Мы с самого начала называли ее — дочка... Одевали, обували и делали все, чтобы было ей комфортно и чтобы она могла заниматься детьми... Чтобы не работала. Ирина у нас — домохозяйка... На 10 лет свадьбы подарили ей машину BMW с откидным верхом... Теперь она выросла, теперь она нам стала помощница...
Подтвердит ли версию о семейном благополучии сама Ирина Шевырева — покажет время. Уже на этой неделе врачи планируют перевести ее из реанимации в палату интенсивной терапии. Дочки Ирины и Ивана сейчас на попечении бабушек.
Муж и свекор пострадавшей до своего задержания договорились о приезде в Казань для проведения консилиума специалистов из многопрофильного израильского медцентра в Москве. Планировали со временем отправить раненую туда. Станислав Шевырев поделился — в этой же клинике находится на лечении его тесть, бывший замначальника Кировского ОВД Казани Александр Строкин.
Также участник важных дорожных строек делился с судом — хотел бы сбежать — сбежал бы, возможность была. С его слов, уже зная о задержании сына, он получил звонок за полчаса до полуночи с предложением снова явиться в здание Следкома на улице Наки Исанбета. И отправился туда, предполагая, что тоже будет задержан: "Я знал, что какие-то вихри враждебные веют".
"Я не считаю себя виновным", — убеждал суд Шевырев-старший. С его слов, взаимоотношений и общения с Черкасиным и иными фигурантами из числа подозреваемых (за исключением сына), у него не было.
— Насколько я знаю, один человек по имени Булат, которого задержали, дал показания, что он за 15 тысяч рублей собирался следить за моей снохой. Через день он изменил показания и из подозреваемых перешел в свидетели. Как я понял, он сказал — организатор всего этого Черкасин, и дал каких-то денег — по-моему миллион. А кто просил заказ — сказал, что это Иван... Я не понял, почему так произошло. Если этот человек — участник банды, то почему ему статус поменяли?! Почему двух других не ищут? — возмущался 55-летний задержанный. По его мнению, никаких оснований подозревать его и сына нет.
Ни один протокол допроса в суде не оглашался. Официальное обвинение пока не предъявлено никому из задержанных. В данный момент преступление квалифицировано как покушение на убийство, совершенное группой лиц по предварительному сговору. Характеризующий признак — о корыстном умысле и найме — пока не вменяется. Однако силовики уверены — вознаграждение оговаривалось, причем даже в случае слежки речь шла о сумме на порядок выше, чем названные подозреваемым бизнесменом 15 тысяч. На вопрос — во сколько оценили жизнь Ирины Шевыревой — один из источников "Реального времени" говорит, что речь шла о сумме свыше 5 млн рублей.
И наконец главный вопрос — кому и чем помешала домохозяйка, являющаяся супругой бизнесмена? Выбранный способ расправы больше всего напоминает личную месть. И тут напрашиваются только две версии — либо дело в самой Ирине Шевыревой, либо нападение на нее было жесткой демонстрацией силы бизнесменам Шевыревым. Последний сценарий не стыкуется с признаниями вовлеченного в преступление нелегала семейной фирмы Хамидова и безопасника Галлямова. Если конечно не рассматривать версию о том, что начальник службы безопасности Черкасин, после смещения с поста номинального учредителя, вышел на тропу войны и выбрал самое слабое звено. Рядовые сотрудники "Волга-Автодора" в один голос заявляют, что Черкасин всегда был правой рукой Шевыревых.
При этом адвокаты бизнесменов заявляют об абсурдности подозрений в их адрес и отсутствии оснований даже для задержания.
В СК предполагаемый мотив преступления пока не оглашают. Как уверяет осведомленный источник "Реального времени", силовики не исключают, что обвинение будет предъявлено лишь одному из Шевыревых.
При этом представитель СК на заседании подчеркивал — в деле могут появиться и новые, еще не установленные фигуранты.