Счета вице-губернатора Свердловской области Чемезова заблокировали по делу «Облкоммунэнерго»
Обновлено в 15:50
Вице-губернатор Свердловской области Олег Чемезов сообщил о блокировке своих счетов по делу «Облкоммунэнерго». Адвокаты занимаются этим вопросом, сообщил он журналистам. По его словам, в отношении него не заведено уголовных дел, однако его счета и счета супруги арестованы.
Накануне Генпрокуратура обратилась в районный суд Екатеринбурга с требованием об обращении в доход государства активов крупного коммунального холдинга «Корпорация СТС», куда входят в том числе активы одной из крупнейших в Свердловской области компаний — «Облкоммунэнерго». Фактические владельцы — бывший советник Анатолия Чубайса Артем Биков и бизнесмен Алексей Бобров — сейчас находятся за пределами России.
Как считает прокуратура, Биков и Бобров, используя связи в правящих кругах регионов, выводили средства за рубеж в пользу недружественных государств. Один из ответчиков по делу, вице-губернатор Чемезов, заявил, что «кабальные тарифы», о которых идет речь в иске Генпрокуратуры, на самом деле не превышали нормы, а к установке тарифов он отношения не имел, так как этим занимается Региональная энергетическая комиссия.
Тренд обозначился и стал более конкретным, считает член правления Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс:
Игорь Юргенс член правления Российского союза промышленников и предпринимателей «Оформляется новый тренд на огосударствление некоторых активов, безусловно, потому что это более надежно для государства. Также ведется плановая работа по борьбе с иностранным влиянием и иноагентами. Я слышал генерального прокурора, который говорил о том, что национализации никакой не предусматривается, это не кампания, это просто действия в соответствии с законодательством, безусловно, в ситуации, в которой геополитически мы оказались, огосударствление неких активов практически неизбежно. С другой стороны, законодательство, которое ужесточается по поводу иностранного влияния, иностранных агентов, нежелательных организаций, под это подпадают люди, которые, когда приобретали эти активы, ни сном ни духом не знали, что, предположим, обладание картой временного проживания где-то будет настолько их дискредитировать в глазах власти. Поэтому меняются времена, меняются методы, меняется общая обстановка и не в либеральную сторону. Любая процедура, которая началась в центре, методом падающего листа дойдет до районного уровня любого субъекта федерации, потому что прокуратура есть прокуратура, и пример старших товарищей, безусловно, вдохновляет нижестоящих товарищей, и все это будет иметь логическое завершение на любом уровне хозяйственном, с одной стороны, и прокурорском, с другой».
Арест счетов компании и руководителей — обычная практика, говорит адвокат, партнер юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Олег Матюнин:
Олег Матюнин адвокат, партнер юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры» «Уголовное дело возбуждается по определенной статье, и, если там есть потерпевший, либо наказание предполагает штраф, то правоохранительные органы принимают меры для того, чтобы возместить причиненный ущерб. Для этого блокируются счета компаний, которые проходят по данным уголовным делам, и фигурантов уголовных дел. Если же имеются основания полагать, что денежные средства переводились и иным лицам либо тратились на покупку активов третьим лицам, то эти счета тоже подлежат блокировке. Раньше, пять-шесть лет назад, во внимание бралось постановление Верховного суда, который постановил, что активы блокируются в рамках предъявляемых требований уголовного дела. То есть, к примеру, ущерб составляет такую-то сумму, арестовывается движимое, недвижимое имущество и банковские счета в рамках предъявляемых требований. А вот сейчас пошла практика, когда суды арестовывают — а вышестоящие суды соглашаются с этими решениями — все денежные средства, которые имеются на счетах компании либо на счетах физических лиц. Вопрос: как выживать при этом? Активы, все, которые правоохранительные органы найдут, будут заблокированы. И до того момента, как лицо не решит этот вопрос, не погасит ущерб, причиненный потерпевшим, не будет иметь деньги для возмещения штрафа, эти средства будут полностью заблокированы. В этой истории это не только обычная практика, это обязанность следователя и следственных органов — принять меры к возмещению причиненного ущерба. Чтобы в конце, при вынесении обвинительного приговора, если такой будет, еще и потерпевшие получили соответствующие компенсации. Мы не имеем на руках все материалы уголовного дела. Поэтому наши доводы, доводы других экспертов, которые не в гуще событий находятся, являются гаданием. А материалы дела являются тайной следствия. Чисто теоретически, конечно, если человек приобретает в рамках уголовного дела статус обвиняемого, то дальше нужно смотреть статьи, а там вплоть до лишения свободы. Поэтому, конечно же, последствия, как репутационные, так и уголовные, могут быть для всех фигурантов, которые в рамках данного уголовного дела могут привлекаться».
Ответчиками по делу «Облкоммунэнерго» выступают 14 человек и 20 компаний. Кроме бизнесменов Боброва и Бикова, а также вице-губернатора Олега Чемезова, это бывший министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов и экс-министр Свердловской области по госимуществу Алексей Пьянков.
По данным ведомства, группа компаний «Корпорация СТС» фактически стала монополистом рынка энергоснабжения всего Уральского федерального округа. Она занимается электроэнергией, водоснабжением, обращением твердых коммунальных отходов в Курганской, Свердловской, Тюменской областях, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономном округах. Имущество холдинга включает 725 земельных участков, более двух тысяч зданий и сооружений, свыше 5,5 тысячи объектов электросетевого хозяйства, 10 тысяч километров кабельных линий.
«Корпорация СТС» заявила, что работает штатно, несмотря на иск генпрокуратуры. «Продолжается подготовка системы теплоснабжения к предстоящему отопительному периоду. Все плановые работы будут закончены в запланированные сроки», — добавили в холдинге.