Суд изучил дело об оскорблениях в Сети и обидных эмодзи

Общение в чатах для большинства наших граждан становится фактически нормой жизни. Чаты бывают домовые и школьные, городские и деревенские. И много еще какие. На них обсуждается все, о чем раньше спорили на кухнях и лавочках у подъезда. Как и там, в чатах встречаются граждане, которые выражения не выбирают.

Суд изучил дело об оскорблениях в Сети и обидных эмодзи
© Российская Газета

В прошлом году на всю страну прогремела история о том, как неадекватные люди после общения в чате пошли разбираться с обидчиком и сели в тюрьму. Но если нет явного криминала, то как грубое слово может нарушить закон? На днях суд в Красноярске отменил штраф за оскорбления и обидные эмодзи участнице одного дачного чата. При этом райсуд не согласился с тем, что употребление вульгарного слова, усиленное смайликом с клоуном, само по себе образует состав правонарушения, описанного в статье 5.61 КоАП РФ - "Оскорбление". Разбор же выражений начался после того, как в прокуратуру пришла обиженная дама. Она пожаловалась на обиды и притеснения в дачном чате - собеседница в чате сначала обозвала ее "хабалкой", а потом еще и отреагировала на совершенно невинное фото смайликом-клоуном.

Прокурор согласился с тем, что такая манера диалога оскорбительна и составил постановление о возбуждении административного правонарушения. Прокурор указал, что правонарушительница назвала потерпевшую "грубой женщиной в неприличной форме" и разместила рядом изображение в виде клоуна, а гражданка обиделась, поскольку восприняла изображение как оскорбление.

Суд - отрицательная оценка личности должна быть выражена в открыто циничной форме

Мировой судья, рассмотрев постановление прокурора, привлек грубиянку к административной ответственности и назначил штраф 5000 рублей. Но постановление мирового судьи было отменено районным судом. Этот суд сказал, что статьей 5.61 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за оскорбление, "совершенное публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет".

Привлекая нарушительницу по статье 5.61 КоАП, суд первой инстанции указал, что она в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме оскорбила потерпевшую. Но по смыслу административного закона отрицательная оценка личности должна быть выражена исключительно в неприличной, то есть в открыто циничной форме, что является необходимым условием для данного состава административного правонарушения. А под неприличной формой следует считать циничную, глубоко противоречащую нравственным нормам, правилам поведения в обществе форму унизительного обращения с человеком, а не восприятие ее самим потерпевшим.

В постановлении прокурора о возбуждении дела указано лишь, что нарушитель назвала потерпевшую грубой женщиной в неприличной форме и не представлено доказательств, что слово "хабалка" является неприличным. Райсуд сказал, что высказанное выражение имеет "определенное смысловое значение в толковых словарях русского языка, является литературно приемлемым". Поэтому само по себе его употребление не может быть признано употреблением в неприличной форме при отсутствии других доказательств.

И этот вывод согласуется с позицией апелляционного определения Красноярского краевого суда (по делу N 33-162/2024). В том деле была проведена судебно-лингвистическая экспертиза ФБУ Красноярская ЛСЭ Минюста по делу, которой установлено, что слово "хабалка" признаки неприличной формы выражения не содержит. Вывод райсуда - материалы дела не содержат доказательств наличия неприличной формы высказывания и не свидетельствуют об оскорблении этим высказыванием потерпевшей. И так как не подтверждено, что высказывание участницы чата выполнено не в литературно приемлемом выражении, а в "иной форме, чем неприличная". Это означает, что вина нарушительницы материалами дела не подтверждается. А обстоятельства, на основании которых вынесено постановление суда первой инстанции, не доказаны. С учетом презумпции невиновности нарушительница не может быть привлечена к ответственности, сказал суд. Постановление мирового судьи отменили, а производство по делу прекратили.

Решение Советского райсуда Красноярска N 12-738/2025