"Считаю себя невиновным": экс-замглавы Ростехнадзора Приволжья заявил об ангажированности дела
В прениях казанского суда Александр Игонов вину отрицал
На финишную прямую сегодня вышел процесс по делу об афере и должностных преступлениях с навязыванием услуг подрядчика промышленным гигантам Татарстана. Вахитовский суд Казани предоставил слово в прениях стороне защиты, и первым выступил бывший замруководителя Приволжского управления Ростехнадзора Александр Игонов, заявивший о невиновности, передает из зала суда журналист "Реального времени".
В начале своей речи арестованный экс-чиновник и сотрудник ФСБ напомнил — предварительное и судебное следствие растянулось на три года.
— С самого начала дело носило исключительно ангажированный, заказной характер. В процессе выяснилось — человек, подававший заявление (речь о представителе группы "Энергострой" Живаевой, — прим. ред.), не имел на это никаких полномочий. Нас даже не опрашивали. 18-го заявление подано, 20-го уже возбуждено дело, — отметил подсудимый скорость работы сотрудника ГСУ МВД Татарстана.

— Я вину не признаю. Считаю, в моих действиях не содержится события преступления, — продолжил Александр Игонов. — Я исключительно выполнял свои обязанности, не выходя за их рамки. Не способствовал никаким мошенническим действиям... Исследованные доказательства мои слова подтверждают. Считаю себя невиновным, прошу вынести законное решение.
В данный момент в суде выступает в защиту Игонова адвокат Роберт Сагдеев. В начале своей речи он подчеркнул — незаконность возбуждения дела подтвердилась в суде допросами вышеназванной Живаевой и иных представителей "Энергостроя". Доверенность, выданная первой, не предусматривала участие в уголовном судопроизводстве. Более того, роль Живаевой, по ее показаниям, заключалась лишь в том, что она распечатала полученное по электронке заявление о предполагаемом преступлении, подписалась под ним и подала силовикам. От кого пришло письмо — объяснить суду не смогла, но отметила — достоверность указанных в нем данных не проверяла. Иные представители "Энергостроя" также не смогли назвать инициатора обращения в полицию.
Защитник высказал предположение, что таким образом подрядчик мог пытаться укрыть собственное хищение бюджетных средств по контракту.
Напомним, на прошлом заседании прокурор запросил для Игонова 8,5 года колонии общего режима и по 7,5 года колонии для двух его предполагаемых подельников — бывшего врио замдиректора Казанского вертолетного завода Ильдара Мустафина и директора компании "Винстрой" Валерия Никитенко. Последние вину в суде также отрицали.
Всего в их деле — семь эпизодов предполагаемых преступлений:
мошенничество (ч. 4 ст. 159 УК РФ) на 5,25 млн рублей с навязыванием подрядчику "Татэнерго", московскому ООО "Группа "Энергострой", заведомо невыгодного контракта с подконтрольной обвиняемым фирмой "Спектрстрой" на услуги строительного аудита на Казанской ТЭЦ-1 по завышенной стоимости с января 2020 года по август 2021 года. По версии силовиков, заказчик пошел на эту сделку с целью "дальнейшего беспрепятственного получения заключений о соответствии". Напомним, речь идет об опасном производстве, подконтрольном Ростехнадзору;по этой истории в действиях Игонова как крупного чиновника силовики усмотрели еще и превышение должностных полномочий (ч. 1 ст. 28 УК РФ);

второй эпизод превышения связан с другим навязанным, по версии МВД, договором, на 29 млн рублей, по технологическому сопровождению все тем же "Спектрстроем" строительных работ на крупном промышленном объекте Закамья с марта 2021-го по июль 2022 года. Как мошенничество данные действия не квалифицировали лишь ввиду отсутствия заявления о хищении со стороны заказчика работ;также Игонову вместе с двумя другими фигурантами вменяют незаконное образование юрлица (п. "б" ч. 2 ст. 173.1 УК РФ) — того самого "Спектрстроя", который числился за номинальным директором, бывшим на деле лишь прорабом;отдельно Мустафина и Никитенко обвиняют в незаконном создании другой подконтрольной фирмы — ООО "Стройгрупп Инжиниринг", через которую, по версии следствия, "отмывались" похищенные средства — по договорам закупки техники и займов. Эта легализация предполагаемых преступных доходов (п. "а" ч. 4 ст. 174.1 УК РФ) образует еще один эпизод дела;

персонально директору "Винстроя", арестованному значительно позже Игонова с Мустафиным, вменяется еще и эпизод с подкупом свидетеля (ч. 1 ст. 309 УК РФ). По версии МВД, в период с апреля по декабрь 2022-го Валерий Никитенко убедил свидетеля Камалова дать ложные показания, что тот является директором и учредителем "Спектрстроя" и самостоятельно принимал все значимые решения в отношении этой фирмы. Способом убеждения стали не только слова, но и денежные переводы на лицевые счета свидетеля-директора на общую сумму 100 тысяч рублей. Впрочем, уже в ходе предварительного следствия тот свидетель показания поменял, а Никитенко был задержан и взят под стражу.
В ходе следствия "Группа "Энергострой" заявила иск к обвиняемым на 5 млн 250 тысяч рублей. А эксперты обнаружили подделку — за указанного в документах гендиректора "Спектрстроя" Камалова расписалось неизвестное лицо. Липой оказалась и его подпись в представленном отчете. Причем это не единичный факт. Как уверяют источники "Реального времени", по делу были изъяты десятки договоров об услугах "Спектрстроя" компаниям в Татарстане, Марий Эл и Чувашии, подконтрольным Приволжскому управлению Ростехнадзора. И везде подпись Камалова не соответствует оригиналу.
Речь в этих сфабрикованных документах идет о надзоре за проектом переустройства магистральных газопроводов на строительстве М-12, об экспертизе при переносе воздушной линии электричества при возведении Вознесенского тракта в Казани, о работах на промышленной площадке АО "Аммоний" и других химических заводах-гигантах.
Силовики уверены — Камалов был всего лишь номинальным директором подконтрольной Игонову, Мустафину и Никитенко компании. Сотрудники признавались — видели его два-три раза, документы на подпись просто оставляли на столе, а кто их подписывал — не знают. По данным источников "Реального времени", во время своего номинального директорства Камалов трудился водителем грузовика на строительстве трассы в Марий Эл, зарплату получал совсем не директорскую, машину и квартиру позволить себе не мог — жил с родителями.
В декабре другой райсуд Казани признал обоснованным иск прокуратуры Татарстана к Игонову об обращении в доход государства имущества арестованного экс-чиновника и отставника ФСБ — недостроенного дома и участков в поселке Никольском Верхнеуслонского района РТ. В данный момент это решение оспаривается.