Главный киллер ореховской ОПГ Игорь Сосновский, отбывающий срок за 16 убийств, этапирован в лечебную колонию из-за туберкулеза. Ранее его считали одним из самых дерзких киллеров. Во время суда над «ореховскими» он убивал адвокатов, из-за чего разбирательства растянулись на несколько лет. Чем еще известен Сосновский — в материале «Вечерней Москвы».
Игорь Сосновский родился в 1966 году в Кемерове. Отслужив в Афганистане, он некоторое время работал спецназовцем, затем устроился на шахту. К концу 80-х Сосновский лишился работы. Жить было не на что, поэтому ему приходилось воровать.
А в начале 90-х Сосновского пригласили в Москву. Знакомый, знающий о его военных навыках, пригласил его вступить в «расстрельную команду» ореховской ОПГ.
В рядах «ореховских» Сосновский получил прозвище Чипит. Сначала он занимался мелкими поручениями, затем его назначили штатным киллером. В задачи Сосновского входила ликвидация «неугодных» членов банды.
— Все члены банды регулярно получали зарплату, и никаких разовых выплат за совершенные ликвидации у них не было. Зарплата была от 500 долларов у начинающих, до двух–трех тысяч — у проверенных. К 2015 году Сосновский получал уже 200–250 тысяч рублей в месяц, — рассказывал глава управления по расследованию особо важных дел СК по Московской области Сергей Данилов.
Уже в 1998 году Сосновского объявили в международный розыск, писал «Коммерсантъ».
К концу 90-х на ореховскую ОПГ обратили внимание силовики, начались массовые задержания. Один из лидеров банды Сергей Буторин бежал за границу. В 2001 году его поймали в Испании и экстрадировали в Россию. На свободе оставался второй лидер «ореховских» Дмитрий Белкин по кличке Белок. Его объявили в международный розыск.
В бегах Белок продолжал руководить ОПГ. Одним из основных источников дохода банды был рынок «Одинцовское подворье», соучредителями которого были родственники Белка. В 2010 году руководитель рынка Сергей Журба попытался через суд лишить семью бандита права собственности. И тогда «ореховские» решили от него избавиться.
Ликвидацию Журбы поручили Игорю Сосновскому. Летом 2010 года он обстрелял автомобиль коммерсанта. Журба и его водитель Алексей Захаров тогда чудом уцелели.
В 2011 году Белка арестовали, а Журба и Захаров стали свидетелями по его делу. Полиция приставила к бизнесмену и его водителю охрану, но это не защитило их от второго покушения. В 2014 году Сосновский выстрелил Журбе в живот, когда тот выходил из офиса. Коммерсант выжил. А еще через месяц киллер разрядил целую обойму в его водителя.
В организации покушения на Журбу и убийстве его водителя обвинили Белка. На время разбирательств по этому делу выживший бизнесмен нанял известного адвоката Татьяну Акимцеву — ранее она представляла интересы фигуриста Евгения Плющенко, певца Филиппа Киркорова и других знаменитостей.
На суде Акимцева неоднократно жаловалась на угрозы со стороны «ореховских». Однажды Белок прямо во время суда пообещал «прибить один из листков с ходатайством Акимцевой на крышку ее гроба». А в сентябре 2014 года Акимцеву расстреляли у ее дома. Также под пули попал ее водитель. Киллером был Сосновский.
После гибели Акимцевой Журба нанял нового адвоката Виталия Моисеева, который по совместительству был замгендиректора «Одинцовского рынка». Но бандиты устранили и его — в октябре 2014 года юриста вместе с женой расстреляли в пригороде Одинцова.
Летом 2015 года Сосновского наконец поймали. К тому моменту он по поддельному паспорту снимал квартиру в небольшой деревне в Тверской области. Киллера сдала пенсионерка — хозяйка квартиры. Арендатор показался женщине подозрительным, и она отнесла ксерокопию его паспорта в полицию. Силовики сопоставили фотографию с базой данных и поняли, что женщина «приютила» у себя неуловимого киллера.
История Ореховской ОПГ: как Буторин стал главарем банды и сможет ли он уйти на СВО
Практически сразу после ареста Сосновский заключил сделку со следователями, сознался во всех своих преступлениях и сдал других членов банды. А на суде он заявил, что раскаивается в содеянном.
— Я прошу прощения у потерпевших, хотя и понимаю, что мне прощения нет, — говорил он во время одного из заседаний.
Благодаря сотрудничеству со следствием Сосновскому удалось избежать пожизненного срока. В декабре 2017 года его приговорили к 18 годам и восьми месяцам лишения свободы. Отбывать наказание его отправили в колонию строгого режима в Тверской области.
В августе 2025 года стало известно, что Сосновского этапировали в лечебно-исправительное учреждение. Там он проведет оставшуюся часть срока, который истекает в 2034 году. Ему диагностировали туберкулез.
Как ловили бандитов в 90-х: разгром ОПГ, поиск воров в законе и работа РУБОП
Также выяснились новые подробности о жизни киллера. Telegram-канал Shot сообщил, что все это время у Сосновского была семья, о которой ранее никто не знал. Речь идет о 55-летней жене и 32-летнем сыне, который живет в Солнечногорске.
Наличие у Сосновского туберкулеза вряд ли повлияет на возможность освободиться пораньше, так как он совершил слишком тяжкие преступления. Поэтому, вероятно, он пробудет в лечебно-исправительном учреждении вплоть до конца срока. Об этом «Вечерней Москве» рассказал вице-президент российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Иван Мельников.
— Он и так получил очень мягкое наказание. Если так посчитать — по году лишения свободы за каждое преступление. Кроме того, при решении вопроса об условно-досрочном освобождении в первую очередь учитывается не состояние здоровья осужденного, а то, исправился ли он и компенсировал ли ущерб своим жертвам и их семьям. Я сомневаюсь, что компенсации получили семьи всех 16 убитых, — объяснил эксперт.
Он предположил, что Сосновского могут освободить раньше, только если из-за болезни он будет буквально при смерти. В таком случае, по словам Мельникова, преступника не будет смысла держать в исправительном учреждении.
Также Мельников рассказал об условиях содержания в лечебно-исправительных учреждениях. В таких местах заключенные не работают и содержатся в изолированных палатах, которые больше похожи на камеры. За ними приглядывают врачи. Но это не означает, что условия содержания в таких учреждениях мягче.
— Такие камеры охраняются сотрудниками колонии, а на окнах установлены решетки. Кроме того, лечебные исправительные учреждения, особенно для больных туберкулезом, обычно более закрытые, чем обычные колонии. В них реже проводятся проверки, из-за чего порой случаются «перегибы» и нарушения прав заключенных, — добавил собеседник «Вечерней Москвы».
Мельников напомнил о скандале в саратовской тюремной больнице, который вспыхнул в 2021 году. Тогда по интернету разлетелось видео, на котором двое мужчин избивали и насиловали шваброй заключенного. Позднее такие ролики стали всплывать по всей России, началось масштабное расследование. Об этом деле «Вечерняя Москва» рассказывала в отдельном материале.
В сентябре 2024 года отбывающий пожизненный срок лидер ореховской ОПГ Сергей Буторин подал заявление об отправке на СВО. В 90-е годы по его указанию людей рубили на куски, а останки прятали в сумки или закатывали в бетон.