ФСБ задержала экс-госсекретаря Дагестана, причастного к хищению «Дагнефтепродукта»
Десант спецназа и обыск в особняке экс-госсекретаря Дагестана. Магомед-Султан Магомедов задержан, установлена его причастность к хищению у государства предприятия «Дагнефтепродукт». ФСБ оценила активы бывшего госсекретаря республики в 100 млрд рублей.
Об уголовном деле Магомед-Султана Магомедова стало известно 25 июня, когда в его доме прошел первый обыск. Задерживать тогда еще госсекретаря Дагестана не стали, но через несколько дней сняли с должности.
В этот раз все было намного жестче. ФСБ России опубликовала видео, как вертолет подлетает к особняку Магомедова, бойцы десантируются возле него и берут здание под контроль. Потом туда подъезжает наземная опергруппа на пяти автомобилях, и начинается обыск дома. Там обнаружено несколько единиц огнестрельного оружия, различные удостоверения, большое количество пачек долларовых и рублевых купюр. Экс-госсекретаря Дагестана задерживают.
Имущество фигурантов дела о хищении у государства «Дагнефтепродукта» на 3 млрд рублей арестовано. Ранее по иску Генпрокуратуры суд вернул государству активы семьи Магомедовых, включая нефтеперевалочный комплекс «Дагнефтепродукт». В масштабах республики это действительно очень крупный актив, отмечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:
Станислав Митрахович ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета «В общем, это действительно крупное предприятие, которое занимается нефтеперевалкой. Поскольку у нас Дагестан выходит к Каспийскому морю, поэтому имеет отношение и к экспортным процессами, в том числе в дальнее зарубежье, ну и к рынку Дагестана также. Плюс там небольшой нефтеперерабатывающий завод, конечно, в масштабах, например, крупных российских вертикально-интегрированных компаний типа ВИНКов. Если посмотреть стоимость «Лукойла», там, стоимость «Роснефти», это все не так много, но, с другой стороны, 100 млрд, там, рублей тоже на дороге не валяются. И по меркам не самого населенного региона — это, конечно, большие деньги. Предприятие крупное, давно функционирующее, и, как часто бывает в наших южных республиках, оно стало частью процесса, так скажем, элитной борьбы через схемы всевозможной, там, приватизации. И в принципе нарушение законности, вот, в сфере энергетики, как опять же нередко бывает в этих регионах. И для многих наших российских компаний крупных поэтому и работа на Северном Кавказе всегда считалась менее выгодной, потому что с дисциплиной плохо и приходится, что называется, «отстегивать». И, несмотря на все усилия спецслужб, полностью побороть это не удалось».
По версии следствия, в начале нулевых Магомедов, занимавший должность госсекретаря Дагестана, задействовал административный ресурс и организовал незаконный перевод в республиканскую собственность предприятия «Дагнефтепродукт». Потом оно было приватизировано в пользу членов семьи Магомедова и подконтрольных ему лиц по заниженной стоимости. Конкретно — за 335,7 млн рублей. Но эти деньги в бюджет так и не поступили, сообщила объединенная пресс-служба судов Дагестана.
Сам по себе «Дагнефтепродукт» — это единственный оператор перевалки нефти в порту Махачкалы. Сырье поступает в том числе из Казахстана и Туркмении, часть нефти потом уходит в нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума для доставки в Новороссийск. В этом году порт Махачкалы планировал перевалить две млн тонн казахстанской нефти. В прошлом десятилетии обслуживающая КТК «Транснефть» неоднократно обвиняла «Дагнефтепродукт» в хищении сырья и закачке вместо него в трубу воды. Помимо нефтеперевалочного комплекса семья Магомедова контролировала нефтеперерабатывающий завод «Дагнотех» и сеть АЗС с нефтебазой. По версии следствия, совокупный ежегодный доход этих предприятий превышал 10 млрд рублей.
Теперь все это перешло в госсобственность. При этом часть активов бывший госсекретарь Дагестана получил уже после приватизации «Дагнефтепродукта». Комментирует управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов:
Федор Трусов управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» «Данный случай не первый и не последний. Скорее всего, воспользуются нормами, что либо это было приобретено на похищенные средства у государства. Ну, как трансформации активов, то есть. Или то, что это было приобретено на средства, которые были получены незаконно от эксплуатации незаконно приобретенных активов. Поэтому, скажем так, у нас правоприменитель уже давно руку набил на подобных делах. Скорее всего, воспользуются одним из этих способов, я так думаю».
Из других похожих историй вспоминается, конечно, национализация Челябинского электрометаллургического комбината, когда вместе с самим заводом государству перешли непрофильные активы ГК «Ариант», включая крупнейшего производителя вина в России, компанию «Кубань-Вино». Часть активов была приобретена после незаконной приватизации завода, и теперь экс-владельцы ГК «Ариант» оспаривают их национализацию в Верховном суде.