До гробовой доски: кто ответит за трагедии с саперами на водоёмах Екатеринбурга

В Екатеринбурге 22 июня трагедия на озере Шарташ унесла жизнь 42-летнего фитнес-тренера Октавиана Лунгу. В тот день мужчина вместе с двумя коллегами отправился на берег озера, взял в аренду сап-борд, вышел на воду и утонул. Тело обнаружили на пятый день поисков, а родственники погибшего задались вопросом: можно ли было предотвратить трагедию.

«Тонул 15 минут»

Октавиан Лунгу, уроженец Молдавии, в Кишинёве получил высшее образование по направлению «физкультура». Больше двадцати лет назад мужчина переехал в Екатеринбург, где познакомился с будущей женой Инной.

Как рассказала ИА «Уральский меридиан» мама Инны, Елена Сметанина, в Екатеринбурге Октавиан работал в фитнес-центре, расположенном в ТРЦ «КомсоМолл», и часто после тренировок приходил на берег Шарташа поплавать на сап-бордах. Оборудование он брал в аренду в семейном парке отдыха «Карасики».

«Это было что-то вроде продолжения тренировок. Он вместе с учениками арендовал сап-борды в кафе «Карасики». Это заведение на берегу Шарташа. Там построены домики, которые сдаются в аренду, также можно взять в аренду сап-борды. Октавиан был постоянным клиентом в «Карасиках», и сотрудники знали его. В тот день (22 июня, — прим. ред.) он пришёл на озеро вместе с коллегами, без учеников и вышел на воду один», — рассказывает Елена Сметанина.

По словам женщины, 22 июня была ветреная погода, а Октавиан по какой-то причине не надел спасательный жилет. Ни у сотрудников, сдавших оборудование, ни у тех, кто был с мужчиной в тот день, не возникло опасений за его безопасность.

«Как позже мы выяснили в Гидрометцентре, скорость ветра в тот день составляла 12 метров в секунду. Получилось так, что в том месте на сап-борде в воду вышел только он. Поначалу, когда всё случилось, мы не знали точных обстоятельств. А позже выяснили, что человек был в воде примерно полчаса, из которых 15 минут тонул, но на помощь никто не пришёл», — говорит Елена Георгиевна.

Женщина рассказала, что коллеги Октавиана сразу забили тревогу, как только увидели сап-борд без человека. Они побежали к сотрудникам «Карасиков», чтобы рассказать о случившемся. Пока персонал семейного парка разбирался, что произошло, им позвонили предприниматели с другого берега Шарташа и сказали: «Здесь ваш сап без человека».

«Хотим, чтобы таких трагедий больше не было»

Елена Сметанина рассказала, что её дочь Инна до сих пор не может прийти в себя от пережитого горя. Родственники мужчины задаются вопросом, почему трагедию никто не предотвратил.

«Мы изучили правила использования сап-бордов и выяснили, что кататься на них можно при скорости ветра не более 10 метров в секунду. В тот день было 12. В правилах арендодателей сап-бордов указано, что использование досок разрешено только со спасательным жилетом. Получается, за соблюдением правил никто не следит? И почему, когда человек тонул 15 минут, ему никто не помог? Почему не было спасателей на воде? Всякое может случиться, независимо от того, есть на человеке спасательный жилет или нет», — говорит Елена Георгиевна.

Родственники погибшего уверены: будь на берегу спасатель, 42-летний мужчина остался бы жив. После случившегося Инна Лунгу написала обращение в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с просьбой проверить «Карасики» на предмет оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

«Скоро будет 40 дней, как нет Октавиана. Владелец «Карасиков» так и не вышел с нами на связь, даже не ответил на звонки. Октавиана уже не вернёшь, но сколько людей ещё пользуются услугами проката сап-бордов в этом заведении? Это потенциально опасный вид развлечений. Мы хотим, чтобы таких трагедий больше не было», — говорит Елена Георгиевна.

Из Генеральной прокуратуры Российской Федерации родственникам погибшего мужчины пришёл ответ, что их обращение направлено на рассмотрение в прокуратуру Свердловской области. Также близкие Октавиана Лунгу обратились в приёмную председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина и попросили проверить предпринимателя, сдавшего в аренду сап-борд, на котором утонул фитнес-тренер. Из СК ответ им пока не поступил.

Жалоб не поступало

Как указывается на сайте «Карасиков», на территории семейного парка отдыха расположены кафе, 17 домиков для аренды, верёвочный парк, а также спортивное оборудование, доступное круглый год: зимой — коньки, лыжи и тюбинги, летом — велосипеды и сап-борды.

В разделе «Реквизиты юрлица» сайта указано, что деятельность парка семейного отдыха ведёт индивидуальный предприниматель Александр Николаевич Худяков. По данным открытых источников, человек с такими же именем и ранее был секретарём Кировского местного отделения партии «Единая Россия». 30 июля в партии сообщили, что Худяков не занимает эту должность.

Собеседники ИА «Уральский меридиан», пожелавшие остаться анонимными, подтвердили, что бывший партийный функционер и ИП Худяков Александр Николаевич — одно и то же лицо.

«Мы часто бываем на Шарташе. «Карасики» — не единственное заведение, предлагающее услуги для отдыха у озера, и, честно говоря, далеко не лучшее. Ходят слухи, что на них жаловались в Роспотребнадзор. Уровень сервиса там будто застрял в 90-х. Если говорить про аренду сап-бордов, любой человек может просто взять их и отправиться плавать. Никто не задаёт лишних вопросов. Никто не проверяет, надел ли человек спасательный жилет, а спасателей на берегу не видно», — рассказал собеседник.

По информации, которая оказалась в распоряжении ИА «Уральский меридиан», земля, на которой осуществляет деятельность парк семейного отдыха, по заключённому с министерством природы и экологии Свердловской области договору аренды передана ООО «Областной Центр Недвижимости», директором которого с 2008 по 2010 годы был Александр Худяков. Сейчас, по данным из открытых источников, директором общества значится Худякова Татьяна Михайловна.

После гибели фитнес-тренера Октавиана Лунгу ИА «Уральский меридиан» направило запрос в прокуратуру Свердловской области. В ведомстве заявили, что жалоб на деятельность кафе «Карасики» к ним не поступало.

«В прокуратуру города не поступало обращений в отношении владельцев кафе «Карасики». Проверок законности размещения данного заведения, а также субъектов предпринимательской деятельности, сдающих в аренду спортивный инвентарь на территории Шарташского лесопарка, не проводилось», — сообщили в прокуратуре в ответ на запрос СМИ.

Также в ведомстве уточнили, что по факту смерти Октавиана Лунгу следователи Кировского района Екатеринбурга вынесли постановление об отказе в возбуждении уголовного дела «за отсутствием события преступления».

За безопасность отвечают отдыхающие

О том, что арендодатель спортивного инвентаря — будь то сап-борд или велосипед — не несёт ответственности за то, как оно используется, рассказала директор одной из фирм, по прокату такого оборудования. По её словам, деятельность таких организаций регулируется только законом о защите прав потребителей.

«При прокате спортивного оборудования — неважно, сап-бордов, велосипедов, тюбингов или прочего — на арендодателя возложена обязанность предоставить оборудование в исправном состоянии и провести инструктаж о том, как им пользоваться. То есть за исправность оборудования отвечает предприниматель, но за то, как будет использовано это оборудование, ответственность лежит на клиенте», — рассказала собеседница, пожелавшая остаться неназванной в СМИ.

По её мнению, чтобы избежать трагических случаев на воде при использовании спортивного оборудования, необходима сознательность граждан и информационно-просветительская работа о необходимости соблюдения техники безопасности.

«Если мы говорим про аренду сап-бордов, плавать на них разрешено в любую погоду. То есть нигде не говорится об ограничениях на использование, связанных с температурой воздуха, скоростью ветра. Где и когда вставать на сап — каждый решает самостоятельно. Запретить использовать сап клиенту, ссылаясь на погодные ограничения, арендодатель оборудования тоже не может в силу закона о защите прав потребителей. На свой страх и риск сотрудники некоторых пунктов проката отказывают в услуге людям, если видят, что они, например, находятся в состоянии алкогольного опьянения и могут навредить себе. Но для персонала, как правило, такие отказы заканчиваются скандалами и конфликтами, потому что работники пунктов проката — не полицейские, чтобы определять степень опьянения и что-то кому-то запрещать», — рассказала представитель бизнес-сообщества.

Она уточнила, что на данный момент в Свердловской области нет официально разрешённых для купания водоёмов и пляжей, которые были бы признаны таковыми. По этим причинам на берегах рек и озёр нет персонала, который отвечал бы за безопасность отдыхающих. В тоже время, по её словам, следственным органам бы не помешало проверить, насколько законную деятельность проводит конкретный арендодатель спортивного инвентаря. Желание заработать иногда перевешивает благоразумие и закон.