Расстрел павианов в Нюрнберге: зачем зоопарки Европы массово убивают животных
В зоопарке немецкого Нюрнберга по решению его руководства были убиты 12 гвинейских павианов, три взрослых самца и девять самок. Животных поместили в клетки для транспортировки, после чего застрелили. Две самки до расстрела не дожили и погибли чуть ранее, когда их под наркозом обследовали на предмет беременности. Трупы животных были скормлены хищникам, хотя руководство зоопарка обещало "утилизировать их с уважением, насколько это возможно". Решение об убийстве оно объяснило нехваткой места в вольере, в котором проживало 42 обезьяны вместо положенных 25.
Событие вызвало громкий резонанс. О своих планах зоопарк сообщил еще в феврале 2024 года, и с того момента за развитием истории вплоть до ее развязки внимательно следили СМИ. Животных пытались спасти: зоозащитники устраивали акции протеста, несколько зоопарков из других стран выступили с предложением забрать павианов к себе, однако в Нюрнберге ответили отказом.
Последнее предложение поступило от обезьяньего заповедника в Уэльсе. Британцам также отказали, сославшись на то, что они не предоставили информации об условиях содержания животных в своем заведении. После чего выступавший посредником на этих переговорах известный немецкий видеоблогер, морской биолог и активист Роберт Марк Леман обвинил зоопарк Нюрнберга в выдвижении заведомо невыполнимых условий к тем, кто готов был принять животных и, по сути, саботаже их спасения. "Павианы умрут, потому что зоопарк так хочет", - заявил он в начале июля.
Произошедшее напоминает убийство в 2014 году в зоопарке Копенгагена жирафа Мариуса, которое также вызвало бурную общественную реакцию. Между двумя этими случаями, как и многими другими подобными, действительно есть связь. Животных в европейских зоопарках убивают регулярно. Точные данные не раскрываются, но, по оценкам, речь идет о нескольких сотнях представителей крупных видов в год - парнокопытных, обезьян, львов, тигров и других. Если считать вместе с мелкими грызунами, птицами, рыбами, то получаются тысячи. Но, как правило, зоопарки стараются это не афишировать.
Причина всех этих убийств - действующие в Европе так называемые программы управления популяциями. Зоопарки намеренно разводят животных, объясняя это необходимостью сохранения вида и его генетического разнообразия. А затем, когда их становится слишком много, начинают убивать "лишних", непригодных для разведения особей: например, тех, у кого гены недостаточно "разнообразны" или чисты. Жираф Мариус как раз этот генетический отбор и не прошел.
Контролировать численность популяции с помощью контрацепции зоопарки отказываются, утверждая, что животным для полноценной жизни нужно потомство, да и вообще, контрацептивы - это вредно для здоровья. По той же причине те, кто от природы бесплоден, идут "под нож" первыми. В дикую природу почти никого не выпускают, хотя разводят животных вроде бы именно для этой цели. Каждый такой выпуск - это очень сложно, дорого, да и шансов на выживание в естественной среде у выросших в зоопарке животных немного. Но и в другие зоопарки, как показала история с нюрнбергскими павианами, тоже не отдают.
Европейские зоопарки уверяют, что убивают животных вынужденно и "только ради сохранения вида", как бы парадоксально это не звучало. Однако зоозащитники и поддерживающие их ученые этим доводам не верят. Они указывают на то, что декларируемое зоопарками разведение ради сохранения не имеет смысла - в дикую природу поколениями росшие в неволе животные вряд ли уже вернутся, да и не все из сохраняемых таким образом видов на самом деле исчезающие. По мнению активистов, основной мотив зоопарков - привлечь побольше посетителей. Те же гвинейские павианы в Нюрнберге - любимцы публики и пользуются большой популярностью. "Зоопарки - это не Ноев ковчег, а "Титаник", - считает немецкая организация защиты животных Pro Wildlife.
Зоозащитники требуют от зоопарков заниматься разведением животных только в том случае, если они могут обеспечить условия для размещения потомства. "Зоопарки должны взять на себя ответственность и создать условия жизни, соответствующие видам животных, находящихся под их опекой", - отмечает научный консультант немецкой Ассоциации против жестокого обращения с животными Торстен Шмидт, подразумевая под этим и строительство новых вольеров.
Pro Wildlife после убийства павианов подала заявление о возбуждении в отношении руководства Нюрнбергского зоопарка уголовного дела в связи с нарушением закона о защите животных. Помимо прочего активисты указывают на то, что зоопарк, вкладывая миллионы евро в покупку новых животных, не только не позаботился о расширении вольера, но и, похоже, планирует продолжать разводить обезьян дальше в тех же условиях.
Что интересно, прецедент наказания, хотя и очень мягкого, по подобному делу в Германии уже был. В 2011 году директора и двух сотрудников зоопарка Магдебурга пригрозили к условному штрафу за убийство трех недостаточно чистокровных амурских тигрят. Суд постановил, что убийство не было "ни необходимым, ни целесообразным" и что ответчики поставили защиту видов выше благополучия животных.