Руководитель Центрального МСУТ СК России Александр Перепелицын рассказал о важнейших направлениях работы ведомства

Как подростков вовлекают в диверсии и что правоохранительные органы противопоставляют терроризму на транспорте? Борьба с коррупцией и нелегальной миграцией на "рельсах". Об этом и многом другом в канун профессионального праздника, Дня сотрудника органов следствия РФ, на Деловом завтраке в "РГ" мы беседовали с руководителем Центрального межрегионального следственного управления на транспорте (МСУТ) СК России генерал-майором юстиции Александром Перепелицыным.

Руководитель Центрального МСУТ СК России Александр Перепелицын рассказал о важнейших направлениях работы ведомства
© Российская Газета

Александр Александрович, уголовные дела о фактах терроризма и диверсий на объектах транспорта расследуются практически во всех регионах, на которые распространяется юрисдикция вашего управления. Расскажите о наиболее резонансных.

Александр Перепелицын: Это одна из главных составляющих нашей работы, так как ущерб от подобных преступлений измеряется не только сотнями миллионов рублей, но и угрожает безопасности людей, а подчас может привести и к большим человеческим жертвам.

Вот лишь один пример. На Урале на завершающей стадии находится уголовное дело в отношении местных жителей, совершивших по заказу спецслужб Украины поджог вертолета МИ-8. Следствием установлено, что ночью 11 сентября 2024 года они за обещанное вознаграждение в 4 млн рублей проникли на территорию перрона аэропорта г. Ноябрьска, где, воспользовавшись бутылками с бензином, подожгли воздушное судно. В ходе следствия была дана правовая оценка действиям всех виновных, от охранников до директора аэропорта, внесены представления об изменении системы безопасности объекта.

В Нижегородской области нами также пресечена деятельность группы диверсантов, совершавших поджоги на железной дороге, злоумышленники заключены под стражу.

Ранее по ст. 205.6 УК РФ был осужден 30-летний житель Ноябрьска, который знал о готовящемся теракте, но не сообщил об этом в соответствующие органы. Это тоже преступление. Отмечу, что наши сотрудники всегда напоминают, в том числе и на встречах с подростками и молодежью, которые становятся легкой добычей "вербовщиков", что противоправные действия в отношении транспортной инфраструктуры влекут за собой уголовную ответственность, вплоть до пожизненного лишения свободы. Благодаря опыту расследования таких дел, тесной работе наших специалистов с сотрудниками других ведомств многие подобные преступления удается предотвратить на стадии подготовки и покушения.

Где чаще всего совершаются такие преступления и кто является их исполнителем?

Александр Перепелицын: Чаще всего диверсанты действуют по указке людей из-за границы, с которыми они связываются через социальные сети. Подростков просят выполнить на первый взгляд простые задания: написать что-то на стене или отнести сверток с непонятным содержимым по указанному адресу. После этого им говорят, что они совершили преступление, и предлагают, чтобы избежать наказания, выполнить новое задание. Обычно оно и становится последним шагом, за которым следует задержание и привлечение к ответственности. Суммы, которые обещают "заказчики", варьируются от 10 тысяч до нескольких миллионов рублей. Однако исполнители никогда не получают деньги: их либо обманывают организаторы, либо задерживают правоохранители. Так что рисковым парням есть о чем заранее подумать...

Проблемы нелегальных мигрантов - в центре внимания властей всех уровней, а транспорт - это как раз зона повышенной напряженности. Какие наиболее крупные преступления были расследованы вашим управлением в миграционной сфере в последнее время?

Александр Перепелицын: Практика показывает, что такие преступления всегда связаны с коррупцией и должностными преступлениями в правоохранительных органах на транспорте. В ряде субъектов, находящихся в нашей зоне ответственности, в отношении таких преступных груп, состоящих из полицейских и местных жителей, были возбуждены уголовные дела об организации незаконного притока гастарбайтеров.

В частности, возбуждено уголовное дело в отношении организованной группы лиц, в которую входили сотрудники Нижегородского ЛУ МВД России на транспорте, работавшие на территории аэропорта, а также местные жители, занимавшиеся организацией незаконной миграции. В отношении семерых обвиняемых судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Следствием установлено, что в период с 2024-го по 2025 год в аэропорту Нижнего Новгорода функционировала организованная группа, которая выявляла среди пассажиров нарушителей миграционного законодательства, а затем за денежное вознаграждение беспрепятственно разрешала им выехать с территории страны без привлечения к административной ответственности.

Еще один случай - в Самаре, где завершено расследование уголовного дела в отношении ряда бывших командиров отделений транспортной полиции и местных жителей, обвиняемых в организации незаконной миграции. Следствием установлено, что в период с 2020-го по 2024 год командиры отделений полиции, в обязанности которых входил контроль пребывания иностранцев на территории РФ, вступили в сговор с гражданским лицом с целью организации незаконной миграции. Теперь уже бывшие стражи порядка за денежное вознаграждение не проводили проверки мигрантов, прибывающих поездами и имеющих нарушения режима проживания, тем самым обеспечивая им свободное нахождение на территории самарского железнодорожного вокзала и последующее убытие на их родину. В настоящее время все обвиняемые из органов внутренних дел по ходатайству следствия уволены. Ряду фигурантов избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Коррупция - вечная тема. Становится ли таких дел в вашей практике меньше или, напротив, суммы в уголовных делах растут?

Александр Перепелицын: Незаконная миграция, о которой мы говорили, - это ведь тоже коррупционные преступления, так что снижения уровня преступности в этой сфере пока, увы, не наблюдается. Практически каждое второе дело, которое мы расследуем, касается либо экономического, либо коррупционного преступления на транспорте. Следственными органами Центрального МСУТ СК России в 2025 году возбуждено 294 уголовных дела коррупционной направленности (в 2024 году - 182 дела), направлено в суд 117 таких дел (АППГ - 63 дела). Это и дела о хищениях, и факты подкупа и взяточничества в отношении должностных лиц.

Например, в Самаре завершено расследование по уголовному делу в отношении участников организованной группы, в которую входили работники ОАО "РЖД". Они в 2018 году совершили обман коммерческой организации, предоставив недостоверные сведения о массе лома цветных металлов, который подлежал утилизации. В результате было похищено более 50 тонн ценных материалов на сумму свыше 19 млн рублей. Дело направлено в суд.

Больная тема - безопасность людей на транспорте, притом ЧП происходят не только в небе, но и на воде, на безопасных поездах...

Александр Перепелицын: Общественный транспорт - точно не наш. Нам и без него работы хватает. Недавно в Татарстане завершено расследование уголовного дела в отношении местного депутата, который, управляя судном в нетрезвом виде, допустил столкновение своего катера с причалом, из-за чего погиб пассажир. Алкоголь нередко становится причиной транспортных происшествий и на поездах.

В Челябинской области осужден бывший машинист локомотива, который, будучи в нетрезвом состоянии, проехал на запрещающий сигнал светофора, в результате чего произошло крушение и длительное блокирование железнодорожного сообщения. Ущерб, нанесенный владельцам объектов железнодорожного транспорта, составил более 20 млн рублей. Суд признал машиниста виновным и назначил ему наказание в виде ограничения свободы сроком на 1 год 6 месяцев.

В Самаре завершено расследование уголовного дела о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, повлекшем смерть пассажира поезда. Установлено, что вечером 20 октября 2024 года на станции Обшаровка машинист и его помощник, не убедившись, что посадка-высадка всех пассажиров произведена, начали движение. В результате их преступной небрежности автоматическими дверями зажало малоподвижную пассажирку, которая высаживалась из последнего вагона. Поезд проволок женщину вдоль платформы более 350 метров, что привело к ее гибели. Дело с утвержденным обвинительным заключением транспортного прокурора направлено в суд.

Вообще проблема железнодорожного травматизма многогранна, и для ее решения требуется системный подход. Благодаря усилиям специалистов число происшествий с каждым годом снижается.

Замечу, что в зоне ответственности управления находятся Горьковская, Куйбышевская, Южно-Уральская и Свердловская железные дороги. В первом полугодии 2025 года здесь произошло 125 случаев травмирования граждан, в аналогичный период 2024 года - 129.

Основные причины происшествий - нарушения со стороны самих же пострадавших, которые переходят пути в неположенных местах, используют гаджеты, игнорируют переходы и тоннели. Следователи реагируют на такие нарушения и требуют устранения причин инцидентов. В результате представлений следствия модернизируют транспортные системы, строят новые переходы и оборудуют переезды.

Справка "РГ"

Юрисдикция Центрального МСУТ СК России распространяется на объекты железнодорожного, водного и воздушного транспорта в 24 регионах России, расположенных на территории Приволжского, Уральского, частично Центрального и Сибирского федеральных округов. Это включает 4 железные дороги общей протяженностью 45 тыс. км, более 27 тыс. км внутренних водных путей и 45 аэропортов.