Сергей Обухов: «СВО откат не дашь, она кровью берет»

Скандалы вокруг оборонительных сооружений в приграничных областях набирают обороты. На этот раз в Белгородской области оборонку строили с таким усердием, что миллиард рублей испарился сам собой. Вице-губернатор Белгородской области Рустэм Зайнуллин «благодаря злоупотреблению властью» заключал соглашения на строительство фортификаций, но компании не выполнили обязательств. Такое заключение сделали в прокуратуре.

Сергей Обухов: «СВО откат не дашь, она кровью берет»
© Свободная пресса

Помимо вице-губернатора Зайнуллина, которого арестовали на два месяца по статье о мошенничестве, в уголовном деле фигурируют также бывший начальник областного управления капитального строительства Алексей Сошников, бизнесмены Сергей Петряков, Иван Новиков, Константин Зимин и Дмитрий Боровлев, а также компании «Регион Сибирь» и «Стройинвестрезерв».

В иске прокуратуры говорится, что в 2022–2024 годах Белгородской области выделили 19,5 млрд руб. из федерального бюджета на строительство взводных опорных пунктов, противотанковых пирамид, блиндажей, укреплений для техники, окопов и рвов на границе с Украиной. Подрядчиком было управление капстроительства, которое до декабря 2022 года возглавлял Сошников.

По версии прокуратуры, они вместе с Зайнуллиным «использовали служебное положение в личных целях и интересах третьих лиц» для незаконного обогащения за счет средств, выделенных на оборону. Чиновники заключили с «Регион Сибирью» и «Стройинвестрезервом» 26 соглашений на 1 млрд 139 млн руб. Из этой суммы бизнесмены получили почти 925 млн рублей «благодаря злоупотреблению властью».

Сценарий до боли знакомый — как в Курской области, где после громкого скандала с оборонными «распилами» вертикаль власти просто снесли. Бывший глава Алексей Смирнов арестован и дает показания, другой бывший губернатор, экс-министр транспорта Роман Старовойт умер при странных обстоятельствах.

Сценарий в Белгородской области, если все подтвердится, – классика: фиктивные акты, липовые подрядчики, а безопасность — по остаточному принципу. Тем временем коррупционная цепочка привела еще к одной структуре. Мещанский районный суд Москвы арестовал на два месяца бывшего руководителя «Главного военно-строительного управления №8» (ГВСУ №8) Вадима Выгулярного. Его обвинили в особо крупном мошенничестве.

Почему столь крупные хищения выявлены именно в приграничных областях при строительстве оборонительных сооружений? Что не так в военном строительстве? Доктор политических наук, депутат Госдумы, секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов в беседе с «СП» уже высказал свою версию: по военным госзаказам вся информация закрытая, ее нет в открытом доступе, поэтому у чиновников разного уровня велико искушение безнаказанно тратить государственные деньги на свои личные нужды.

«Если бы не проверка системы через СВО - ей откат не дашь, она кровью берет, - то так бы было все шито-крыто, как и в других сферах, где нет прямого боестолкновения», - добавляет Сергей Обухов.

Но только ли в закрытости информации по гособоронзаказу дело? С таким вопросом мы обратились к генерал-лейтенанту полиции в отставке Александру Михайлову.

- На оборонительных сооружениях на самом деле воровать достаточно просто. Никто не считает, сколько «ежей» поставлено вдоль границы, на каком они расстоянии друг от друга. Или взять, к примеру, защитные оборонительные противотанковые сооружения «зубы дракона». Это квадратно-пирамидальные укрепления из железобетона. Высота одного «зуба» — от 90 до 120 см. При их строительстве – простор для хищений: их можно строить с арматурой или без нее, расстояние между «зубами» может быть разной, на этом тоже можно заработать. Технологии строительства защитных оборонительных сооружений ни в каких нормативных актах у нас до сих пор не прописаны. Оттого и простор для воровства.

«СП»: Почему именно строительство, в частности, военное, стало сегодня самой коррумпированной сферой?

- Потому что нет ни нормативов, ни четких параметров, ни контроля. При строительстве дорог можно положить асфальт разным слоем. Можно 15 см, а можно и 5. А можно вообще дорогу щебенкой выложить. Простор для злоупотреблений – необъятный. Дороги – это вообще «денежный водопровод». Проверить растраты крайне сложно.

«СП»: В двух приграничных областях - Курской и Белгородской – была одна и та же коррупционная схема? Может, кто-то держал все ниточки в своих руках?

- Когда в приграничных районах строили оборонительные сооружения – делали это на случай ЧС, не предполагая, что враг подойдет так близко и тем более вторгнется на нашу территорию. А когда «жареный петух клюнул» - начали срочно документы подделывать.

Я думаю, что в каждом отдельном регионе надо разбираться в степени ответственности губернатора и должностных лиц, отвечавших за строительство оборонительных сооружений. Я бы не стал говорить о каком-то «вражеском сговоре врагов народа». Просто вдалеке от Москвы местное начальство представляет себя такими «царьками», которым все позволено и до которых не доберутся. Но военная спецоперация выявила хищений лучше аудиторов.

«СП»: Почему хищения не вскрылись раньше, на начальной стадии? Почему все стало известно только когда дошло до массовой гибели людей?

- Проблема в том, что деньги на строительство оборонительных сооружений выдавали на полный цикл, украсть можно было на любом этапе. Есть и еще одна хитрость: в конце года подписывают Акт приемки и выплачивают деньги за работу. То, что не было потрачено, автоматически возвращается в бюджет. Но чиновникам возвращать не хочется. Оттого и подлоги с липовыми документами. Очевидно, после всех этих коррупционных скандалов будет введена какая-то иная форма отчетности и контроля за выполнением работ, - считает генерал-лейтенант полиции Александр Михайлов.

По логике, строительство оборонительных сооружений должно было контролировать Контрольно-ревизионное управление Минобороны. Но оно не вмешалось в ход работ. Почему так произошло? С таким вопросом мы обратились к руководителю Национального комитета общественного контроля, члену ОС Прокуратуры Москвы Мансуру Юсупову.

- При выявлении коррупции на строительстве оборонительных сооружений в приграничных областях выяснилось, что тендерные комиссии проходили в закрытом режиме, надзорные органы не контролировали ход выполнения работ и не требовали отчетностей, цены на стройматериалы были завышены. Отвечать за все должен губернатор, потому что на нем ответственность за расходование бюджетных средств. В приграничном районе должен быть двойной спрос.

Я считаю, что за гибель людей из-за некачественных оборонительных сооружений чиновники любого ранга должны отвечать по всей строгости закона. И никакие прошлые заслуги и связи не должны играть роль. Мы живем в военное время, значит, и действовать должны законы военного времени.