В Крымске почтили память жертв катастрофического наводнения в июле 2012 года
Дни шестого и седьмого июля навсегда останутся черными датами в истории Кубани, разделившими жизнь южного города до и после трагедии, унесшей жизни 171 человека и переломившей тысячи судеб. Она произошла ровно 13 лет назад, но продолжает набатом отзываться в сердцах всех очевидцев страшного наводнения, обрушившегося на Крымск.
В минувшее воскресенье в Крымске, у мемориального комплекса "Стена Плача" на улице Советской, состоялась церемония возложения цветов в память о погибших. Участниками мероприятия традиционно стали родственники погибших, волонтеры, помогавшие Крымску быстрее отойти от беды, и местные жители, для которых события той ночи даже через 13 лет до сих пор остаются незаживающей раной.
"Мы вспоминаем всех, кого унесла стихия, и выражаем глубокие соболезнования их родным и близким. Пусть память о погибших всегда живет в наших сердцах, а город никогда больше не узнает такой беды", - написал в своем телеграм-канале глава района Сергей Лесь.
В тот роковой июльский день вода на улицах степного городка поднялась до девяти метров
В понедельник в храмах Крымска были совершены заупокойные литургии и панихиды по погибшим в ночь на седьмое июля.
13 лет назад взбесившаяся вода реки Адагум сносила все на своем пути - крушила бетонные заборы, сносила автомобили, забиралась в дома жителей Крымска. Об этом они рассказывали корреспондентам "РГ", прибывшим в город через несколько часов после страшного потопа. Мы увидели утонувший в грязи и отчаянии город, затопленные дома и улицы. До сих пор на одной из опор местного моста можно встретить насечки, демонстрирующие, что в тот роковой июльский день вода поднялась до девяти метров. Люди были застигнуты врасплох, поднимались на крыши домов, пытались спасти себя, своих родных, домашних животных. Многие тогда проявили настоящий героизм, вытаскивая из воды стариков, детей, беспомощных женщин.
Основной причиной катастрофы, как показало следствие, стал аномально сильный ливень, который вызвал резкий подъем уровня воды в реках. К этому добавились особенности рельефа и недостаточная подготовленность к таким экстремальным погодным условиям. А также халатность чиновников, не предупредивших земляков о надвигающейся опасности.
Бывший глава Крымского района Василий Крутько был признан виновным не только в халатности, но и в служебном подлоге. За это его в августе 2013 года на шесть лет оправили в колонию-поселение. В заключении он пробыл ровно половину срока, воспользовавшись в 2016 году правом на условно-досрочное освобождение. Говорят, после этого вернулся в родной Темрюкский район, где занялся хозяйственной деятельностью.
Экс-мэр Крымска Владимир Улановский, не успевший проработать на этом посту и четырех месяцев, получил 3,5 года колонии-поселения. После отбытия наказания он вернулся в родной город, где продолжил трудиться, но уже не в качестве госслужащего. Виктор Жданов, занимавший в 2012 году должность заместителя руководителя районного управления по предупреждению ЧС и гражданской защиты, поучил 4,5 года колонии-поселения. Причем не только за халатность, но и за мошенничество при получении выплат. По имеющимся данным, после освобождения Жданов покинул территорию Кубани.
Глава поселка Нижнебаканского Ирина Рябченко, также обвиненная в халатности, получила 3,5 года условно. Она стала единственной из привлеченных к ответственности крымских чиновников, кто извинился перед родственниками погибших. Женщина не стала обжаловать приговор, оставшись жить и трудиться после его вынесения в родном поселке.
За прошедшие годы в Крымске отстроены дома, восстановлены дороги, залечены раны. В городе установили автоматизированные датчики паводка и продолжают возводить защитную дамбу. И хотя главным уроком трагедии стала необходимость строжайшего контроля за безопасностью гидротехнических сооружений, защитная дамба, как выяснилось, до конца до сих пор не построена...