В Петербурге пострадавшие требуют возмещения вреда от кикшеринговых компаний

Петербуржцы, серьезно пострадавшие от наездов пользователей арендных электросамокатов, начали обращаться с исками о возмещении материального ущерба и морального вреда не только к непосредственным виновникам происшествий, но и к кикшеринговым компаниям, не обеспечившим безопасную для окружающих поездку своих клиентов. Если суды встанут на сторону истцов, сервисы аренды самокатов могут впервые понести ощутимую ответственность за такие происшествия.

В Петербурге пострадавшие требуют возмещения вреда от кикшеринговых компаний
© Российская Газета

Как сообщила руководитель объединенной пресс-службы судов Санкт-Петербурга Дарья Лебедева, иски к кикшерингу зарегистрированы в Выборгском, Красносельском и Приморском районных судах. Суммы требований варьируются от полумиллиона до двух миллионов рублей. Во всех трех случаях, относящихся еще к 2022-2024 годам, истцы усматривают признаки нарушений со стороны владельцев электросамокатов, приведших к печальным последствиям. Так ли это, предстоит установить системе правосудия.

Например, в мае 2022 года в Красносельском районе города курьер на электросамокате наехал на пешехода Елену К. В результате женщина оказалась в инвалидном кресле, ей потребовались услуги сиделки. Восстановление после травм происходило при помощи ходунков и костылей. Елена требует солидарно взыскать с ответчиков - прокатной компании, сервиса доставки, на который работал курьер, и его самого - убытки в 679 370 рублей и моральный вред в размере одного миллиона рублей. Производство по делу пока приостановлено до получения результатов экспертизы, назначенной судом.

В августе 2023 года в Приморском районе неустановленное лицо на электросамокате с пассажиром наехало на Веронику В., причинив ей закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга и ушиб мягких тканей головы. "Благодаря прохожим виновники ДТП были остановлены, но отказались давать свои данные, сказав, что они будущие медики и им такая запись не нужна. Предложили денег на такси и собирались уехать. И только под давлением прохожих одна из виновных (пассажир самоката) вызвала скорую", - отмечает пострадавшая в своем исковом заявлении. Она просит взыскать с кикшеринговой компании, на самокате которой передвигались виновники столкновения, нанесенный ущерб в 44 789 рублей, компенсацию морального вреда в размере 500 тысяч рублей и расходы на юридические услуги в 30 тысяч рублей. Предварительное судебное заседание по делу назначено на 4 августа.

Наконец, в Выборгском районе Петербурга в сентябре 2024 года несовершеннолетний гражданин, незаконно получив доступ к прокатному электросамокату, сбил Татьяну Б., причинив ее здоровью вред средней тяжести. Пострадавшая отмечает, что в результате наезда у нее развилось неизлечимое заболевание и ей приходится ежедневно принимать обезболивающие препараты. Женщина просит суд компенсировать расходы на лечение в размере 45 513 рублей и моральный вред в размере двух миллионов рублей. Предварительное судебное заседание по делу назначено на 1 сентября.

Ранее суды различных районов Петербурга уже не раз удовлетворяли гражданские иски к физическим лицам, управлявшим электросамокатами и совершившим наезд на пешеходов. Правда, размер компенсации морального вреда был меньше, чем просили истцы. Так, в Кировском районном суде Наталья К. просила взыскать с виновника 500 тысяч рублей. В июле 2023 года самокатчик Михаил С., в нарушение правил взявший с собой пассажира, на тротуаре врезался ей в спину. Пострадавшая получила сотрясение мозга, гематомы и ушибы, 24 дня провела на больничном, потратилась на лечение. Суд взыскал с ответчика расходы на лечение в размере 2716 рублей и понесенные истцом судебные расходы в объеме 61,7 тысячи рублей, но в качестве компенсации морального вреда присудил женщине только 150 тысяч рублей.

Сейчас сервисы не отвечают за действия самокатчиков

Иски петербуржцев к кикшеринговым компаниям - не просто попытки возместить ущерб, а системный вызов этой индустрии, который может переформатировать практику регулирования средств индивидуальной мобильности (СИМ), а ожидаемые судебные решения - стать поворотным моментом для безопасности российских городов, считает глава постоянной комиссии петербургского парламента по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Алексей Цивилев. Он также напомнил, что только благодаря широкой огласке удалось добиться выплат для пострадавшей в Петербурге медсестры. Затраты на сложную операцию ей возместил один из сервисов кикшеринга. Раньше взыскать ущерб жертвы могли только с непосредственного виновника ДТП, а если он скрылся, то пострадавшие оставались без компенсаций.

- Практика показывает, что сейчас сервисы аренды работают по модели "арендуй - а последствия не наши", нет надежной верификации пользователей, реальных страховых гарантий для пострадавших, - отмечает парламентарий.

Но сейчас, наконец, суды впервые могут признать, что компании обязаны проверять пользователей и нести субсидиарную ответственность за происшествия с участием арендованных СИМ. Эта практика может стать общепринятой при рассмотрении аналогичных исков и даже способствовать изменениям в законодательстве, направленным на усиление ответственности бизнеса.

По мнению Цивилева, если бы за тяжкий вред здоровью пострадавших, потерю ими трудоспособности или ДТП с участием детей компаниям, помимо исков от пострадавших, грозили крупные штрафы, например до 10 миллионов рублей, они сами начали бы перепроверять пользователей через предъявление паспортов, фотографий, а также внедрять критерии надежности аккаунтов. Но и без введения новых штрафов сегодня суды имеют возможность благотворно повлиять на ситуацию - через присуждение крупных компенсаций.

Кстати, в руководстве городского парламента не исключают полного запрета кикшеринга, если его операторы не будут двигаться в правильном направлении с точки зрения улучшения транспортной безопасности. Пока вопрос запрета таких сервисов остается открытым.

Тем временем

В Петербурге власти ограничивают зоны передвижения курьеров, использующих средства индивидуальной мобильности (СИМ): электросамокаты, велосипеды и электровелосипеды. В центральных районах запрет на передвижение с помощью СИМ коснется значительных территорий, в остальных — в основном общественных пространств, парков и скверов.

Подготовила Мария Голубкова