В Петербурге пострадавшие требуют возмещения вреда от кикшеринговых компаний
Петербуржцы, серьезно пострадавшие от наездов пользователей арендных электросамокатов, начали обращаться с исками о возмещении материального ущерба и морального вреда не только к непосредственным виновникам происшествий, но и к кикшеринговым компаниям, не обеспечившим безопасную для окружающих поездку своих клиентов. Если суды встанут на сторону истцов, сервисы аренды самокатов могут впервые понести ощутимую ответственность за такие происшествия.
Как сообщила руководитель объединенной пресс-службы судов Санкт-Петербурга Дарья Лебедева, иски к кикшерингу зарегистрированы в Выборгском, Красносельском и Приморском районных судах. Суммы требований варьируются от полумиллиона до двух миллионов рублей. Во всех трех случаях, относящихся еще к 2022-2024 годам, истцы усматривают признаки нарушений со стороны владельцев электросамокатов, приведших к печальным последствиям. Так ли это, предстоит установить системе правосудия.
Например, в мае 2022 года в Красносельском районе города курьер на электросамокате наехал на пешехода Елену К. В результате женщина оказалась в инвалидном кресле, ей потребовались услуги сиделки. Восстановление после травм происходило при помощи ходунков и костылей. Елена требует солидарно взыскать с ответчиков - прокатной компании, сервиса доставки, на который работал курьер, и его самого - убытки в 679 370 рублей и моральный вред в размере одного миллиона рублей. Производство по делу пока приостановлено до получения результатов экспертизы, назначенной судом.
В августе 2023 года в Приморском районе неустановленное лицо на электросамокате с пассажиром наехало на Веронику В., причинив ей закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга и ушиб мягких тканей головы. "Благодаря прохожим виновники ДТП были остановлены, но отказались давать свои данные, сказав, что они будущие медики и им такая запись не нужна. Предложили денег на такси и собирались уехать. И только под давлением прохожих одна из виновных (пассажир самоката) вызвала скорую", - отмечает пострадавшая в своем исковом заявлении. Она просит взыскать с кикшеринговой компании, на самокате которой передвигались виновники столкновения, нанесенный ущерб в 44 789 рублей, компенсацию морального вреда в размере 500 тысяч рублей и расходы на юридические услуги в 30 тысяч рублей. Предварительное судебное заседание по делу назначено на 4 августа.
Наконец, в Выборгском районе Петербурга в сентябре 2024 года несовершеннолетний гражданин, незаконно получив доступ к прокатному электросамокату, сбил Татьяну Б., причинив ее здоровью вред средней тяжести. Пострадавшая отмечает, что в результате наезда у нее развилось неизлечимое заболевание и ей приходится ежедневно принимать обезболивающие препараты. Женщина просит суд компенсировать расходы на лечение в размере 45 513 рублей и моральный вред в размере двух миллионов рублей. Предварительное судебное заседание по делу назначено на 1 сентября.
Ранее суды различных районов Петербурга уже не раз удовлетворяли гражданские иски к физическим лицам, управлявшим электросамокатами и совершившим наезд на пешеходов. Правда, размер компенсации морального вреда был меньше, чем просили истцы. Так, в Кировском районном суде Наталья К. просила взыскать с виновника 500 тысяч рублей. В июле 2023 года самокатчик Михаил С., в нарушение правил взявший с собой пассажира, на тротуаре врезался ей в спину. Пострадавшая получила сотрясение мозга, гематомы и ушибы, 24 дня провела на больничном, потратилась на лечение. Суд взыскал с ответчика расходы на лечение в размере 2716 рублей и понесенные истцом судебные расходы в объеме 61,7 тысячи рублей, но в качестве компенсации морального вреда присудил женщине только 150 тысяч рублей.
Сейчас сервисы не отвечают за действия самокатчиков
Иски петербуржцев к кикшеринговым компаниям - не просто попытки возместить ущерб, а системный вызов этой индустрии, который может переформатировать практику регулирования средств индивидуальной мобильности (СИМ), а ожидаемые судебные решения - стать поворотным моментом для безопасности российских городов, считает глава постоянной комиссии петербургского парламента по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Алексей Цивилев. Он также напомнил, что только благодаря широкой огласке удалось добиться выплат для пострадавшей в Петербурге медсестры. Затраты на сложную операцию ей возместил один из сервисов кикшеринга. Раньше взыскать ущерб жертвы могли только с непосредственного виновника ДТП, а если он скрылся, то пострадавшие оставались без компенсаций.
- Практика показывает, что сейчас сервисы аренды работают по модели "арендуй - а последствия не наши", нет надежной верификации пользователей, реальных страховых гарантий для пострадавших, - отмечает парламентарий.
Но сейчас, наконец, суды впервые могут признать, что компании обязаны проверять пользователей и нести субсидиарную ответственность за происшествия с участием арендованных СИМ. Эта практика может стать общепринятой при рассмотрении аналогичных исков и даже способствовать изменениям в законодательстве, направленным на усиление ответственности бизнеса.
По мнению Цивилева, если бы за тяжкий вред здоровью пострадавших, потерю ими трудоспособности или ДТП с участием детей компаниям, помимо исков от пострадавших, грозили крупные штрафы, например до 10 миллионов рублей, они сами начали бы перепроверять пользователей через предъявление паспортов, фотографий, а также внедрять критерии надежности аккаунтов. Но и без введения новых штрафов сегодня суды имеют возможность благотворно повлиять на ситуацию - через присуждение крупных компенсаций.
Кстати, в руководстве городского парламента не исключают полного запрета кикшеринга, если его операторы не будут двигаться в правильном направлении с точки зрения улучшения транспортной безопасности. Пока вопрос запрета таких сервисов остается открытым.
Тем временем
В Петербурге власти ограничивают зоны передвижения курьеров, использующих средства индивидуальной мобильности (СИМ): электросамокаты, велосипеды и электровелосипеды. В центральных районах запрет на передвижение с помощью СИМ коснется значительных территорий, в остальных — в основном общественных пространств, парков и скверов.
Подготовила Мария Голубкова