Рамблер
Все новости
В миреФильмы и сериалыНовости МосквыОтдых в РоссииФутболПолитикаОтдых за границейХоккейОбществоЛайфхакиАктерыЕдаПроисшествияЛичный опытКрасотаНаука и техникаПсихологияШоу-бизнесЭкономикаВоенные новостиКомпанииТрендыИгрыАналитикаЛичный счетНедвижимостьФигурное катаниеДетиДом и садЛетние виды спорта
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Эксперт по антитеррору рассказал, какие уроки следует извлечь из атаки дронов на аэродромы

Российские спецслужбы должны сделать серьезные выводы после беспилотных атак на аэродромы стратегической авиации. Так считает эксперт-аналитик по безопасности и антитеррору Станислав Веселов. Он не исключил, что в ходе расследования ЧП будут вскрыты и коррупционные схемы.

Ранее военное ведомство сообщило, что 1 июня киевский режим совершил теракт с применением FPV-дронов в отношении аэродромов в Мурманской, Иркутской, Ивановской, Рязанской и Амурской областях.

Противник применил тактику, которая еще недавно считалась фантастикой: дроны вблизи аэродромов автоматически стартовали из специальных контейнеров, установленных на фурах, летели в сторону стоянок авиатехники и поражали самолеты на стоянках. Зеленский говорит, что в операции «Паутина» было задействовано выше 100 дронов.

Операция готовилась более года. Причем на территории Российской Федерации. Пусковые установки для дронов, по одной из версий, собирались в одной из промзон Челябинска. Эту информацию сейчас проверяют наши следователи.

Эффект неожиданности дал результат, несколько дорогостоящих самолетов были поражены копеечными дронами.

Депутат Госдумы Андрей Гурулёв считает, что удары по объектам в глубине территории допущены из-за явной потери бдительности теми, кто отвечает за охрану и оборону важнейших военных объектов. Этим воспользовались украинские спецслужбы, которые продемонстрировали изощренность и изобретательность.

Эксперт в области антитеррора Станислав Веселов убежден: произошедшее — следствие сразу несколько негативных факторов.

— Налицо ослабленный контроль со стороны правоохранительных органов и местных органов власти, - говорит он. - Я не знаю, как именно будет квалифицирована статья, — халатность, бездействие, — но безусловно, разбираться будут следственные органы и следственный комитет. Я также уверен: прокуратура и сотрудники министерства внутренних дел обязательно примут участие в расследовании. Кто-то, безусловно, будет привлечен к административной или уголовной ответственности за данную ситуацию.

Не исключена коррупционная схема. К сожалению, практика показывает: при желании перевозчик чего-то запрещенного может откупиться от проверки. Халатность могли проявить и сотрудники дорожной полиции. Получается, что фуры с опасным грузом могут свободно перемещаться по нашим дорогам. Это ведь не нормально.

Появлялась информация, что часть комплектующих для операции «Паутина» попала в Россию из Казахстана. Если это так, то налицо брешь в пограничном контроле. Как это стало возможным — предстоит разбираться.

- Подобная атака может повториться?

- Повтор, безусловно, возможен. Ясно, что противник заточен на атаки по военным стратегически важным объектам, по объектах повышенной опасности, железнодорожным узлам, промышленным производствам. То есть делает ставку на то, чтобы посеять панику.

- Как будут расследовать ЧП с массовой атакой дронов?

- Думаю, будет возбуждено уголовное дело — и даже не одно. По статьям о терроризме или экстремизме. Если в ходе расследования будут выявлены виновные должностные лица, они понесут установленную законом уголовную ответственность. За подобные преступления, как вы знаете, предусмотрены серьезные сроки — от 10-15 лет лишения свободы.

- Как защититься от атак роя дронов?

- Сегодня основную работу по отражению атак выполняют силы ПВО. Они действуют мощно и, в целом, эффективно. К сожалению, бывают случаи, когда дроны всё же прорываются. Например, если их сбивают поздно, при подлёте к цели. Тогда беспилотник может упасть, зацепить жилое здание.

Силовики имеют право сбивать дроны при подлёте. У них есть и специальное оборудование для уничтожения дронов. Есть аппаратура для создания помех системам навигации и сотовой связи, чтобы дроны не долетели до цели. Дезориентация беспилотника снижает риски.

- Досмотр фур на наших дорогах ужесточится?

- У сотрудников полиции, как и у ГИБДД, Росгвардии, есть определенные полномочия, которые реализуются в тесном взаимодействии с силовыми структурами, включая ФСБ. Работа по предотвращению терактов всегда ведется комплексно — это аксиома. Думаю, на законодательном уровне полномочия силовиков по досмотру транспорта на дорогах будут расширяться. Это касается и права проникать в частные жилые и производственные помещения при наличии угрозы или сообщений о подозрительной деятельности.

- Досмотр большегрузов на дорогах сложно организовать?

- Я не знаю, какие решения будут приняты. Возможно, будут проводить осмотр с помощью рентгена. Такая техника есть на железнодорожных вокзалах, аэродромах, в аэропортах. Подобное оборудование для осмотра фур тоже имеется. Однако в основном используется традиционный досмотр сотрудниками полиции и ГИБДД. Обязательно привлечение кинологической службы со служебными собаками для проверки подозрительных грузов.

Ясно, что посты для досмотра грузовиков должны быть организованы на трассах. Особенно в ночное время. На постах должны дежурить наряды Росгвардии, МВД.

- А транспортного коллапса не случится?

- Я думаю, ради безопасности наши люди всё-таки отнесутся с пониманием к ситуации. Все понимают, что это делается ради безопасности наших граждан, ради нас.

Допустим, когда мы выезжаем в Крым или в другие регионы, мы также проходим через рамки, нас досматривают. То же самое касается автотранспорта: фур, частных автомобилей, микроавтобусов, региональных автобусов — проверяют всё, досматривают от и до. И безусловно, досмотр занимает какое-то время. Но, опять же, мы тратим это время ради собственной безопасности.