«Угощу из фляжки». Как поездки в электричках превратились в смертельную лотерею

Представьте: вы едете в электричке после тяжелого рабочего дня. Рядом садится приятный молодой человек, заводит непринужденную беседу о погоде, работе. Вдруг достает фляжку и предлагает:

«Угощу из фляжки». Как поездки в электричках превратились в смертельную лотерею
© runews24.ru

«Давайте отметим мой день рождения!»

Что может быть подозрительного в такой обыденной ситуации?

Но для десятков пассажиров подмосковных электричек этот невинный глоток стал последним в их жизни. А улыбчивый попутчик оказался одним из самых хладнокровных убийц нулевых.

Фляжка с «сюрпризом»

Алексей Выговский не выглядел как серийный убийца. Худощавый симпатичный молодой человек мог бы работать менеджером в офисе или продавцом в магазине электроники. Никому и в голову не приходило, что за этой заурядной внешностью скрывается чудовище, превратившее обычные поездки в пригородных поездах в смертельную рулетку.

Его орудием убийства была самая обычная металлическая фляжка. Внутри — алкоголь, смешанный с сильнодействующими психотропными препаратами. Азалептин, клозапин — названия этих лекарств ничего не скажут обычному человеку, но в сочетании с алкоголем они превращались в смертельный коктейль.

Выговский знал свое дело. Перед тем как предложить «угощение», он всегда делал вид, что сам пьет из фляжки, запрокидывая голову. На самом деле он просто взбалтывал содержимое, чтобы усилить действие растворенных таблеток.

«В электричке — как в лифте, люди в глаза другим не смотрят», — позднее объяснял он следователям свою тактику.

Охота начинается на вокзале

Свою «работу» Выговский начинал еще на перронах Казанского и Курского вокзалов. Его интересовали не все подряд — у отравителя были четкие критерии отбора жертв. Идеальной мишенью становился одинокий мужчина в хорошей одежде, явно непривычный к поездкам в электричках. Особенно если при этом он уже был слегка навеселе.

Выговский садился в вагон за полчаса до отправления, выбирал подходящую жертву и начинал непринужденную беседу. Темы для разговора у него были заготовлены заранее — день рождения, рождение ребенка, какой-нибудь повод для радости.

Когда поезд трогался, наступало время для главного номера. Фляжка появлялась как бы невзначай, предложение выпить звучало дружелюбно и естественно. Жертва делала глоток — и попадала в ловушку.

Двадцать минут до беды

Преступник был терпелив. Он знал: эффект от отравленного алкоголя наступает не сразу. Нужно подождать около двадцати минут, пока жертва не потеряет сознание полностью. Все это время Выговский продолжал мирно беседовать, словно ничего не происходило.

Когда человек наконец терял сознание, начиналась вторая часть «спектакля». Опытный карманник, Выговский методично обыскивал жертву, прикрываясь газетой или журналом от любопытных взглядов других пассажиров.

Добычей становилось все, что имело хоть какую-то ценность: мобильные телефоны, кошельки, банковские карты, украшения, иногда даже верхняя одежда. А самое циничное — Выговский часто отправлял сообщения родственникам пострадавших с просьбами «напомнить» пин-код от банковской карты.

«Франтоватый» незнакомец

Первые тревожные сигналы начали поступать в правоохранительные органы весной. Врачи обратили внимание на странную закономерность: в больницы стали поступать пациенты с одинаковыми симптомами отравления. А на железнодорожных станциях находили все больше тел с характерными признаками.

Те немногие, кому удалось выжить и сохранить способность связно мыслить, рассказывали похожие истории. Все они описывали молодого человека «франтоватого» вида, с которым разговаривали незадолго до потери сознания.

К лету была создана специальная следственно-оперативная группа. Сыщики проверили более 160 случаев отравлений в электричках Московской области и выявили среди них 45 очень похожих эпизодов.

Жадность подвела

Выговский был осторожен, но любовь к деньгам затуманила ему рассудок окончательно. Преступник не довольствовался мелкими суммами — ему хотелось больше. Он начал выходить «на работу» в дни зарплат и авансов, когда у людей при себе было больше денег.

Под конец своей криминальной «карьеры» он и вовсе стал нападать одновременно на двух пассажиров. Одной из его жертв оказался ветеран чеченских войн, который после встречи с отравителем попал в психиатрическую больницу.

А поймали Выговского банально — из-за банковской карты. Он слишком долго подбирал пин-код к украденной карточке возле банкомата, что и привлекло внимание сотрудников полиции. Камера банкомата зафиксировала его лицо, когда он снимал деньги с карты одного из потерпевших.

Сын следователя

Парадокс, но Алексей Выговский вырос в благополучной семье во Владивостоке. Его мать даже работала в правоохранительных органах. Возможно, именно поэтому он так хорошо понимал, как работает система, и сумел так долго оставаться неуловимым.

С детства мальчик был проблемным — в семь лет впервые убежал из дома, в школе слыл замкнутым одиночкой. В 14 лет сбежал в Москву, где прибился к компании беспризорников и научился воровать.

«Сотрудники полиции были ориентированы на его поиски, смотрели внимательно поезда, людей. Заметили, что крутится похожий человек, понаблюдали за ним, поняли, что скорее всего это он», — рассказал бывший следователь Денис Жаренов.

Цифры, от которых мороз по коже

Когда в марте следственно-оперативная группа наконец надела наручники на Выговского, масштаб его преступлений поразил даже опытных сыщиков. При обыске у него нашли социальную карту на чужое имя, несколько банковских карт и пузырек с клозапином, который он отчаянно пытался спрятать.

Первоначально суд признал его виновным в 28 отравлениях, 15 из которых закончились смертью. Приговор — 22 года и три месяца колонии строгого режима. Но это была только верхушка айсберга.

Спустя годы Выговский неожиданно признался в дополнительных преступлениях. Выяснилось, что на его совести еще 44 эпизода и 22 смерти. А совсем недавно следователи установили его причастность к убийству в мае, когда на одной из железнодорожных станций было обнаружено тело некоего Гнездилова.

Бизнес на смерти

Для Выговского отравления были не просто способом наживы — это был настоящий бизнес. В месяц кражи приносили ему от 50 до 100 тысяч рублей. На украденные деньги он даже умудрился купить иномарку.

Краденые телефоны он сдавал в скупку, причем был настолько жадным, что постоянно торговался за лучшую цену. Одному из скупщиков он даже признался в своих методах.

«Однажды работник павильона поинтересовался у Выговского, где он берет телефоны. Тот ответил, что с помощью специального вещества усыпляет людей, а затем забирает мобильные телефоны и различные ценности», — говорится в материалах дела.

Цинизм Выговского не знал границ. Он умудрился «наговорить» в службе интимных разговоров по телефону на 45 тысяч рублей, пользуясь чужими мобильниками.

Раскаяние или расчет?

Долгие годы Выговский отрицал свою вину, обвинял следователей в пытках, а свидетелей — во лжи. Но в тюрьме что-то изменилось. Он вдруг признался во всех преступлениях и даже рассказал о новых жертвах.

По его словам, в молодости он был слишком наивен и считал себя умнее правоохранителей. Заявил, что якобы не знал о смертельных последствиях своих действий и теперь раскаивается.

Но журналисты, сумевшие пообщаться с убийцей, утверждают: на самом деле Выговский сожалеет только об одном — о том, что попался.

Новые эпизоды продолжают всплывать

Сегодня Алексею Выговскому 38 лет. Несмотря на огромное количество доказанных убийств, по закону он должен выйти на свободу в 2033 году. Российское законодательство не позволяет назначить наказание по совокупности приговоров свыше 30 лет.

Но расследование продолжается. Транспортная полиция до сих пор устанавливает новые эпизоды его преступной деятельности. Каждая новая жертва — это возможность продлить срок заключения.

Не исключено, что после очередного приговора «московский отравитель» останется за решеткой до конца жизни. И это будет справедливо — ведь для десятков его жертв поездка в электричке стала последней.