Фермерша из КБР обжаловала оправдательный приговор по делу о мошенничестве

Оправдательный приговор по делу о крупном мошенничестве, вынесенный Прохладненским районным судом Кабардино-Балкарии фермерше Тамаре Эржибовой, стал событием для бизнес-сообщества республики. Однако еще большее удивление вызвало то, что она решила обжаловать оправдательный приговор.

Фермерша из КБР обжаловала оправдательный приговор по делу о мошенничестве
© Российская Газета

В чем же суть этого затяжного конфликта, который не только подвел ее под уголовную статью, но и разорил успешную предпринимательницу?

...В 2016 году по просьбе известного в республике ученого-семеновода, Эржибова взялась выращивать семенную кукурузу. Под его руководством в Зольском районе проходила посевная, работы по уходу, а затем уборка. С 90 гектаров тогда собрали 545 тонн элитных семян. После подтверждения специалистами их высокого качества семена привезли на Прохладненское хлебоприемное предприятие (ПХПП), с которым был предварительно заключен договор о сушке, обмолоте и калибровке кукурузы. Там, по словам Тамары, пробы для анализа, взятые с каждой партии, подтвердили почти 100-процентную всхожесть семян.

Как только фермерша попыталась добиться возмещения ущерба, ее тут же обвинили в мошенничестве и возбудили уголовное дело

То есть замечаний к качеству продукции у специалистов ПХПП не было ни в ходе приемки, ни при последующей ее переработке. При выдаче заказчику семен представитель Россельхозцентра взял для анализа не только образцы, подготовленные лабораторией предприятия, но и, согласно инструкции, пробы из подготовленных уже к отгрузке заказчику и опломбированных мешков, с ярлыком, подтверждающим соответствие ГОСТу семян.

И тут-то для для фермерши прогремел гром среди ясного неба. Лаборатория Ростовского филиала Россельхозцентра установила, что семена кукурузы, подготовленные элеватором для исследования, соответствуют ГОСТу, а те, что были взяты из мешков, приготовленных для отправки заказчику, оказались "некондиционные, заражены плесенью на 100 процентов, обладают крайне низкой всхожестью и подлежат списанию с последующей утилизацией".

Как такое могло случиться? Тамара Эржибова пришла к директору элеватора Владимиру Семенову. Но тот лишь развел руками и этот парадокс объяснить не смог. Не спешил он возместить ей, согласно заключенному договору, и убытки. Пришлось хозяйке семян обращаться в Арбитражный суд КБР с иском о взыскании с элеватора стоимости испорченной кукурузы.

Процесс по этому делу стал долгим, громким и... безрезультативным. Точка в споре о кукурузе до сих пор не поставлена. Для Эржибовой подобное развитие событий оказалось убийственным: оставшись без оборотных средств, ее предприятие уже не смогло заниматься сельхозпроизводством, всех сотрудников пришлось уволить.

Но дальше еще интереснее. Фермерша подает заявление в правоохранительные органы Прохладненского района, в котором просила установить, куда делось семенное зерно. И что вы думаете, истина установлена? Да щас! Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по ее заявлению выносилось более 10 раз, причем без проведения предварительного расследования. Даже поручение Генпрокуратуры, судя по всему, было проигнорировано.

Зато завидную оперативность они проявили по заявлению директора элеватора Семенова. Не мудрствуя лукаво, тот утверждал, что Эржибова, требуя вернуть ей семена или возместить их стоимость, на самом деле пыталась забрать себе элеватор, то есть планировала совершить мошенничество в особо крупном размере. Тут же в отношении фермерши было возбуждено уголовное дело по статье 30 УК РФ и по части 4 статьи 159 УК РФ ("Приготовление к преступлению и покушение на преступление и мошенничество"). И следователь СО МВД России "Прохладненский" Тимур Нагоев проявил недюжий, скажу прямо, талант по фабрикации дела.

Пока тянулась эта история, корреспондент "РГ" неоднакратно пыталась встретиться и поговорить с директором элеватора, хотелось понять его мотивы. Но ей так и не удалось его услышать.

Впрочем, и понятно почему: сказать тому было нечего. Ведь и в суде ни представители элеватора, ни следствие, так и не смогли доказать вину Эржибовой. Он под председательством Замира Бозиева длился более двух лет. В итоге Прохладненский райсуд оправдал Тамару Эржибову по всем статьям предъявленного обвинения, признав за ней право на реабилитацию. Тамара Анатольевна не могла сдержать слез, услышав резолютивную часть приговора.

Но чувство удовлетворения продлилось ровно до того момента, когда был получен его текст, в котором речь также шла о судьбе вещественных доказательств. "Кукурузу в мешках в количестве 7291 шт., хранящуюся в складском помещении N 10 ООО "Прохладненское ХПП"... вернуть Эржибовой Т.А. по принадлежности"!?

Вот как прокомментировала решение суда сама Тамара Эржибова:

- Я убеждена, что качественные семена, отданные моим предприятием на переработку, подменили или испортили, попытавшись нам вернуть неликвид. Когда мы поставили вопрос о возмещении причиненного ущерба, который на тот момент превышал 30 миллионов рублей, был запущен процесс фабрикации в отношении меня уголовного дела. Мне удалось доказать свою невиновность, однако, обязывая забрать мешки с трухой, суд, по сути, вынуждает меня отказаться от возмещения ущерба в обмен на оправдательный приговор. С этим я никак не могу согласиться.

Эржибова обжаловала оправдательный приговор. Однако в Прохладненском районном суде жалобу Эржибовой принять отказались. Верховный же суд КБР признал, что сроки обжалования Эржибовой не были пропущены, и вернул дело в Прохладненский суд для принятия жалобы, решения процедурных вопросов и передаче дела в Верховный суд КБР для рассмотрения апелляционной жалобы по существу. Женщина не теряет надежды, что в высшей судебной инстанции ее родной республики разберутся. Но кто спросит со следователя, сфабриковавшего уголовное дело в отношении Эржибовой, с прокурора, утвердившего обвинение, искалечившее судьбу человека, с судьи, вынесшего решения не по справедливости, а ради интересов определенных лиц?.. И спросят ли?