"Детища Чубайса" - верный путь вогнать Россию в кромешный мрак
Электроснабжение Подмосковья, пострадавшего от недавнего циклона восстановлено. Бригады энергетиков продолжат работать до полного восстановления подачи электроэнергии всем потребителям, говорится в сообщении ПАО «Россети Московский регион» (МР), опубликованной 7 мая.
Заработала основная сеть 6–110 кВ, а также завершены работы на высоковольтной сети 6–10 кВ в Дмитровском городском округе. Кроме того, «Россети МР» помогает устранить неисправности на абонентских участках дачных и коттеджных посёлков, которые эксплуатируют внутреннее сетевое хозяйство самостоятельно.
Реакция жителей Подмосковья в аккаунте компании немного портит благостную картину: «С ночи 1 мая нет электричества в многоквартирном доме: Дмитров, Пионерская, 6... Кроме записи что кто-то приедет, результата ноль», «Яхрома ул. Ленина д. 19-21 - нет света с ночи 2 мая», «На 7-е сутки приехали с маленькой лестницей. Столбы стоят высокие. Уехали».
Но может, это отдельные недостатки? Разве можно по нескольким случаям судить о ходе работ в целом? Вероятно такими вопросами задаются в руководстве «Россети МР», релизы которой о ходе восстановительных работ по стилю напоминают сводки боевых действий генерала Конашенкова — много цифр, поражающих воображение.
Специалисты компании отремонтировали 412 линий электропередачи и сняли с проводов 3923 дерева, которые упали из-за пределов охранных зон ЛЭП, - рапортовали они накануне. - Причем высота упавших во время непогоды многолетних деревьев достигала 25 метров. Кроме того, специалисты восстановили 1223 пролёта и заменили 105 опор ЛЭП.
Но и здесь люди за словом в карман не лезут. «Когда «Россети» ссылаются на падение деревьев на провода высоковольтных линий, это означает только одно - не выполнение требований НПА, разгильдяйство, не желание работать», - упрекает один. «Да они за последние 20 лет ни разу не расчищали охранные зоны ЛЭП 6-10 кВ», - обвиняет другой.
Попытки объяснить недовольным, что охранные зоны расчищаются как положено, а за деревья вне просек отвечать невозможно, наталкиваются на доводы «умников», ссылающихся на конкретные правовые акты, где якобы сказано, что все деревья, высота которых больше, чем ширина охранной зоны, тоже должны быть вовремя спилены.
Вывод, который делают люди — кто-то годами манкировал своими обязанностями, а теперь, когда клюнул жареный петух, делает покер-фэйс и прячется за тонны демагогии, в надежде заболтать проблему. А некоторые даже намекают, что по бумагам требуемые работы, вероятно, производились, но на деле...
Понять возмущение народа можно. Многие жители Подмосковья — избалованные столичным комфортом дачники. Оказаться в ситуации, когда дома в пока ещё холодный сезон не отапливаются, кухонная плита не работает, воды нет (насосы встали), связи - тоже, интернета, а значит доставки еды, заказа такси, развлечений — тем более, им тяжело.
Ещё хуже пришлось аутентичным местным жителям, пусть и более привычным к бытовым неудобствам.
Если москвичи, чертыхнувшись, могут эвакуироваться в город — электрички вроде бы ходят, то этим бежать некуда. Приходится выживать, примерно, как жителям районов Курской области, захваченных ВСУ. И это в мирном то регионе.
Отсюда и эксцессы. Так, в Сергиевом Посаде трое пенсионеров — 63, 67 и 96-лет на свою беду сообразили, что у них в доме есть камин и затопили его в надежде наконец согреться. Вот только забыли открыть заслонку в дымоходе, а может, закрыли слишком рано. В результате все трое угорели насмерть.
Общая статистика тоже впечатляет. По всей области оказались обесточены 237 линий электропередач, 4,4 тысячи трансформаторных подстанций. Без электричества остались многие сотни населённых пунктов. Сильнее всего пострадал северо-восток Подмосковья: Сергиев Посад, Дмитров, Талдом и другие районы.
Хотя, есть и позитивные истории. Например, военкор «КП» Дмитрий Стешин, переживший блэкаут в Подмосковье, напротив, смог воспользоваться плодами сделанных им на всякий случай приготовлений, как то генератор с запасом солярки и масла, и хороший радиоприёмник. И теперь всем советует не ждать, а готовиться.
«Какой можно сделать вывод из случившегося? - резюмирует он. - Регион обесточивается просто в течении нескольких часов, буквально, электросети рассыпаются на глазах, а для их ремонта аварийные бригады нужно собирать по всей европейской части России. Дооптимизировались, причем с такими конскими ценами на электричество».
Самое интересное здесь про сбор аварийщиков со всей Руси. Действительно, «работы ведут «Россети», которые усилились бригадами из других регионов», признавал губернатор Подмосковья Воробьёв. И всё равно сил не хватает. Хотя есть ещё МЧС. Тем более, перед Воробьёвым губернатором области был создатель этого ведомства Сергей Шойгу.
(Кстати, глава региона обещал ликвидировать аварию ещё к вечеру 2 мая. То ли не вышло, то ли дезинформация населения теперь не считается чем-то неприемлемым. Как же это контрастирует с оперативным решением аналогичных проблем в Испании, где масштаб блэкаута был куда шире! Нет ли в такой медлительности политической недальновидности?)
Так или иначе, штатное расписание «Россетей» таково, что её ремонтники могут нормально справляться лишь с небольшими авариями.
А в случае форс-мажора нагрузка становится неподъёмной. Поэтому приходится действовать по методу военно-полевой хирургии — сортировать аварии по степени тяжести, ликвидируя их по очереди. А люди подождут.
На первый взгляд, это экономически оправдано. Ведь «лишние» рабочие руки, подготовленные на случай масштабных аварий, в обычной ситуации будут простаивать, даром проедая свой хлеб. Выходом из ситуации может быть содержание некой мобильной аварийной команды, действующей по всей РФ — там, где возникает необходимость.
И вот с этим, кажется, есть загвоздка. Дело в том, что «Россети» - холдинг, объединяющий множество региональных сетевых компаний. То есть Чубайс разделил РАО ЕЭС не только на генерацию и передающие мощности, но и сами сети тоже — на десятки кусков. Да, они координируются из единого центра, но при этом велика и степень автономии.
Например, пока «Россети Московский регион» борются с последствиями стихии их коллеги из «Россети Центр» (объединяет регионы Верхней Волги, Смоленщину и Черноземье) объявили о выплате дивидендов за 2024 год. Зачем им помогать соседям, нести расходы? То есть дружба дружбой внутри холдинга, но табачок — доходы — зарабатываются врозь.
Складывается впечатление, что лица, контролирующие региональные «Россети», относятся к ним, как к своего рода кормлениям, из которых надо выжать всё что можно. А для этого нужно избавиться от всех дополнительных трат. Пусть даже они и требуются ради профилактики или для плановой замены основных фондов.
Отсюда малопонятные панические стоны руководства. «Некоторые линии электропередачи приходится не восстанавливать, а строить заново», - жалуется директор «Россети МР». Они так привыкли годами эксплуатировать построенное прежними поколениями, извлекая прибыль, что уже даже не представляют, каково это — строить самим?
А строить всё равно придётся. Российская электроэнергетика в настоящий момент недофинансирована, а резервы, созданные еще во времена СССР, уже исчерпаны, признал недавно министр энергетики Сергей Цивилёв. Недофинансирована, потому что слишком много пускали на собственное потребление, проедали, вместо вложений в будущее.
Похоже, блэкаут в Подмосковье — стал первым серьёзным предвестником проблем, которые ждут электроэнергетику страны в будущем. А значит, нужен новый план ГОЭЛРО. И те, кто на деле способен его реализовать.