"Райсуд назначил экспертизу и не провел": за честь и активы экс-ректора КАИ бьются юристы Казани и Москвы
На старте апелляционного процесса по жалобам на "раскулачивание" семьи Алибаевых встал вопрос о расписке на 21 млн рублей
Не пришел на рассмотрение своей жалобы в Верховный суд Татарстана сегодня бывший ректор КНИТУ-КАИ им. Туполева Тимур Алибаев. В апелляции оспаривается решение райсуда об обращении в доход государства активов его семьи на 33 млн рублей, в правовом споре с прокуратурой ответчики выставили новых "бойцов", передает с заседания журналист "Реального времени".
Интересы проигравших в первой инстанции ответчиков сегодня представляли казанские адвокаты Наталья Фарукшина и Тимур Салихов, а также юрист из Москвы Ольга Виленская. В разговоре с "Реальным временем" последняя уточнила — уже имеет опыт защиты от антикоррупционных исков. Виленская представляет интересы Тимура Алибаева, Салихов — Лиры Алибаевой, жены бывшего ректора. Ну а Фарукшина — обоих супругов, она участвовала и в суде первой инстанции.
На заседании также присутствовал не пожелавший представиться защитник интересов друга семьи Алибаевых, директора фирмы "Дайк" и кандидата политических наук Айрата Ахмадеева. Вахитовский суд отказался привлекать бизнесмена в качестве третьего лица в данном споре.

Напомним, на момент подачи иска в мае 2024-го Тимур Алибаев еще возглавлял казанский вуз. Прокурор Татарстана просил суд изъять в доход государства три квартиры на 9 млн и взыскать солидарно с ректора и его супруги 24 млн рублей. Последняя сумма, по данным истца, в 2022 году была переведена со счетов госслужащей Лиры Алибаевой в турецкий банк.
Претензии надзорного ведомства связаны с результатами проверки по контролю за доходами и расходами Алибаевой как сотрудницы Управления федерального казначейства. Сотрудники надзорного ведомства смогли убедить Вахитовский райсуд Казани, что часть покупок и денежных переводов ее семьи не подтверждена законными доходами, в том числе в период, когда Алибаев возглавлял администрацию Ново-Савиновского и Кировского районов города.
Оспариваемое решение о "раскулачивании" на 33 млн рублей было вынесено в сентябре 2024-го. Ни на одном из заседаний районного суда по иску члены семьи ответчиков не появились. В феврале 2025-го Тимур Алибаев оставил высокий пост в КАИ.

Оспариваемое решение о "раскулачивании" на 33 млн рублей было вынесено в сентябре 2024-го. Ни на одном из заседаний районного суда по иску члены семьи ответчиков не появились. В феврале 2025-го Тимур Алибаев оставил высокий пост в КАИ.
На сегодняшнем заседании перейти к рассмотрению жалоб суд не смог, поскольку появились дополнительные вопросы. В жалобах ответчиков содержится просьба — провести назначенную по делу судебную экспертизу расписки на 21 млн рублей между Ахмадеевым и Алибаевой на предмет срока давности составления этого документа.
"В райсуде эта экспертиза была назначена и не проведена. Поскольку не было получено согласие собственника расписки на частичное уничтожение документа", — пояснила Фарукшина. "Отдельного постановления о возврате документа из экспертного учреждения не выносилось", — добавила Виленская.
Напомним, при рассмотрении дела в Вахитовском суде Казани собственник расписки Ахмадеев появился на заседании один раз и предоставил оригинал расписки вместе с другими документами. Когда же райсуд удовлетворил ходатайство об экспертизе по данному документу, бизнесмен находился в отъезде и получить его согласие не представилось возможным.
В свою очередь, представитель прокуратуры Татарстана Лилия Фаттахова в районном суде указывала на ничтожность указанного доказательства ответчиков, ссылаясь на данные МВД республики, что 15 сентября 2022 года абонентские номера Ахмадеева и Алибаевой по указанному в расписке адресу — дом на улице Гоголя — не находились. Отметим, именно указанные в данном документе средства, по версии ответчиков, были отправлены в турецкий банк.

У апелляционной тройки судей сегодня возник вопрос — а где оригинал расписки, ведь в дело подшита лишь копия. К счастью, на месте выяснилось — подлинник не утрачен, а приобщен к материалам дела в запечатанном конверте. После чего суд разъяснил, что у защиты есть право поставить вопрос о необходимости назначения такой же экспертизы уже Верховным судом РТ, нужно лишь переформулировать доводы.
Также с подачи представителей ответчиков был поднят вопрос о привлечении к спору третьих лиц, поскольку в числе оспариваемого имущества есть квартиры, унаследованные Лирой Алибаевой от родителей. Тогда как наследником выступал и ее брат Адиатуллин, но принимать наследство не стал.
— Считаем, нужно было привлечь брата в качестве третьего лица. Квартиры родителей предназначались внукам, — выступил Тимур Салихов, отметив, что в будущем, "когда дети женятся, Алибаева должна была передать им это имущество. Так было проще, чем по 1/2 квартиры делить.
Далее у судей возникли вопросы к упомянутой все в той же расписке супруге бизнесмена Ахмадеева, но оказалось — у присутствующих на заседании нет полных данных ее Ф.И.О., года рождения и места жительства.
Для получения этой информации, а также истребования материалов наследственных дел Верховный суд Татарстана объявил перерыв и назначил следующее заседание на первую декаду июня.