В московском метро мужчина избил пенсионерку, которая пыталась снять никаб с одной из пассажирок. В итоге суд арестовал и нападавшего, и покалеченную женщину. Пенсионерка оказалась фотокорреспондентом, бывшей в заложниках у чеченского «боевика номер один» Шамиля Басаева во время теракта в Буденновске в 1995 году. «Вечерняя Москва» разобралась в деталях скандала с никабом.
Инцидент произошел 31 марта на станции московского метро «Филатов луг». В вагоне электропоезда 61-летняя пенсионерка попыталась снять с одной из пассажирок никаб — традиционный у мусульманских женщин головной убор, закрывающий практически все лицо.
На замечания других пассажиров пенсионерка не реагировала. Тогда спутник женщины в никабе ударил обидчицу кулаком по голове, за волосы стащил ее в проход вагона и принялся избивать. Находившиеся поблизости пассажиры пытались сдержать мужчину, но безуспешно.
— Это моя честь! Вы что делаете? Это моя честь! Ты кого за волосы трогаешь? — кричал он, избивая пенсионерку.
При этом очевидцы рассказали, что изначально 61-летняя пассажирка просто фотографировала женщину в никабе на планшет. Это оскорбило спутника мусульманки. Мужчина разбил устройство, а затем набросился на женщину.
— Сначала пенсионерке сломали планшет, на который она снимала, этот мужик и бил ее, и вырывал волосы, после чего она попыталась защититься, сняв никаб с женщины. А он ее повалил и бил ногами, — рассказал один из пассажиров в беседе с Telegram-каналом «Осторожно, Москва».
После произошедшего пенсионерка написала в полицию заявление о нападении. Однако вскоре женщину задержали вместе с ее обидчиком.
Во вторник, 15 апреля, участников конфликта доставили в суд. На заседании 61-летняя подсудимая настаивала, что драку спровоцировал мужчина, а она не делала ничего противоправного. Но в итоге саму пенсионерку обвинили в мелком хулиганстве.
— Признать виновной в совершении административного правонарушения и назначить ей наказание в виде административного ареста сроком на семь суток, — говорится в постановлении суда.
Женщина обжаловала свой арест, но суд пока не рассмотрел ее заявление. А напавшего на нее мужчину арестовали на 15 суток.
Уже на следующий день, 16 апреля, инцидентом в метро заинтересовался глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. По его поручению в отношении напавшего на пенсионерку мужчины возбудили уголовное дело о хулиганстве. Теперь ему грозит до пяти лет лишения свободы.
Пенсионеркой, пытавшейся снять никаб с пассажирки метро, оказалась известная фотожурналистка Наталья Медведева. В 90-е годы она как минимум семь раз побывала в Чечне в качестве корреспондента, запечатлев обе войны, произошедшие в республике в 1991 и 1999 году.
Кроме того, в 1995 году Медведева пострадала в результате теракта в городе Буденновске. Изначально она отправилась к месту происшествия в качестве корреспондента журнала «Огонек» и получила осколочное ранение. Но затем она добровольно сдалась в плен террористам, чтобы те взамен отпустили других заложников. За героический поступок Медведеву хотели наградить, но та отказалась брать почетный знак от президента РФ Бориса Ельцина.
Именно после теракта в Буденновске, по словам Медведевой, она стала подозрительно относиться к людям в никабах.
В 2008 году Медведева вместе с сыном уехала в США, но в 2014 году вернулась в Россию и по сей день живет в Москве. При этом ТАСС называет ее «автором книг по конспирологии». Женщина действительно написала более десятка книг, в большинстве из которых она анализирует деятельность террористов.
Как произошел теракт
Теракт в Буденновске Ставропольского края произошел 14 июня 1995 года и длился три дня. Его организатором был чеченец Шамиль Басаев, который на тот момент считался «террористом номер один». В 1991 году он организовал захват здания КГБ Чечено-Ингушской АССР и угон пассажирского самолета Ту-154 со 171 пассажиром, участвовал в грузино-абхазской войне в должности замглавы Минобороны Абхазии.
Около полудня 14 июля в Буденновск на трех КамАЗах въехали 195 боевиков, замаскированных под милицейское подразделение. Сначала преступники расстреляли автоинспекторов, которые собирались досмотреть их грузовики, а затем отправились в районное отделение внутренних дел. Там они устроили стрельбу и взяли в заложники нескольких милиционеров и посетителей. Затем они обстреляли здание городской администрации, пожарную часть, несколько жилых домов и захватили центральную районную больницу.
После этого террористы выдвинули требования к российским властям: федеральные войска должны были покинуть территорию Чечни, а правительство РФ — начать переговоры с лидером непризнанной Чеченской Республики Ичкерия Джохаром Дудаевым.
На следующий день для борьбы с террористами в город прибыли танки и бронетехника. К тому моменту в плену у боевиков были уже более 1,5 тысячи жителей Буденновска. Преступники убили семерых из них, а после под угрозой расстрела остальных потребовали привести к ним российских и зарубежных журналистов. Власти выполнили условия, и вскоре Басаев дал корреспондентам интервью.
16 июня российские власти вступили в переговоры с террористами, но результатов они не принесли. На следующий день спецподразделения попытались штурмовать больницу, где прятались боевики, но те использовали заложников в качестве «живого щита». В результате четырехчасового боя погибли десятки человек. Еще 61 заложника освободили.
18 июня премьер-министр РФ Виктор Черномырдин провел телефонные переговоры с Басаевым, пообещав ему прекратить боевые действия в Чечне. Уже к полуночи российские войска, находившиеся в республике, отступили.
19 июня террористы отпустили большую часть заложников. После этого они на шести автобусах отправились в Чечню, взяв с собой 123 мирных жителей Буденновска. А 20 июня боевики отпустили остальных пленных в селе Зандак.
В результате теракта в Буденновске погибли 129 человек, в том числе милиционеры и военнослужащие. Еще 317 человек были ранены. А по итогу переговоров российские власти ввели мораторий на боевые действия в Чечне. Своих постов лишились вице-премьер и министр по делам национальностей Николай Егоров, директор ФСБ Сергей Степашин, глава МВД Виктор Ерин, губернатор Ставропольского края Евгений Кузнецов и начальник УВД Ставрополья Виктор Медведицков.
Что стало с организаторами теракта
Некоторых участников теракта в Буденновске удалось задержать. К апрелю 2002 года десятерых из них приговорили к лишению свободы на сроки от 11 до 16 лет. Тем временем Шамиль Басаев успел устроить еще десятки терактов.
В 1999 году Басаев возглавил бои в Дагестане, в результате которых погибли 126 военных. В том же году он организовал взрывы в трех жилых домах в Москве и Волгодонске, унесшие жизни более 230 человек.
В 2002 году под предводительством Басаева произошел так называемый теракт на Дубровке — боевики захватили более 900 зрителей и актеров мюзикла «Норд-Ост». Тогда при штурме боевиков спецслужбы использовали газ, которым в результате отравились 127 заложников.
В том же 2002 году Басаев подорвал Дом правительства в Грозном, убив 70 человек. Еще через год он организовал ряд терактов с участием смертников: 5 июля — на рок-фестивале «Крылья» в подмосковном Тушине, 5 декабря — в электричке в Ессентуках, 9 декабря — возле гостиницы «Националь» в Москве.
В 2004 году по заказу Басаева в Грозном подорвали президента Чечни Ахмата Кадырова. В том же году террористы устроили бои в Ингушетии, в результате чего погибли 97 человек. Также сторонники Басаева взорвали два пассажирских лайнера, убив 93 человека, и захватили школу в Беслане, лишив жизни еще 330 человек. В 2005 году Басаев устроил нападение в Нальчике, в результате чего погибли 24 человека.
В июне 2006 года Басаев стал президентом самопровозглашенной республики Ичкерия. А спустя буквально две недели террориста ликвидировали в ходе спецоперации. По некоторым данным, он погиб при подрыве грузовика.
Вопрос ношения никабов уже много лет вызывает противоречивые споры по всей России. Одни считают, что мусульман никак нельзя ограничивать в ношении такого одеяния, потому что оно является частью их культуры и, согласно традициям, отражает «целомудрие женщины». Другие настаивают, что никаб угрожает общественной безопасности, так как под ним очень сложно обнаружить запрещенные предметы или опознать личность человека.
В мае 2024 года глава Совета по правам человека Валерий Фадеев выступил с предложением запретить такое одеяние. В том же месяце вице-спикер Госдумы Владислав Даванков представил законопроект, который позволил бы образовательным учреждениям вводить запрет на религиозную одежду, скрывающую лицо. Его раскритиковал депутат от Чечни Адам Делимханов. А после этого еще несколько депутатов разработали законопроект о полном запрете ношения никабов.
В июне 2024 года споры о ношении никабов вышли на новый уровень. Тогда 23 июня несколько террористов напали на православные храмы и синагоги, а также на сотрудников полиции в Махачкале и Дербенте. По некоторым данным, один из боевиков планировал сбежать, скрыв лицо за никабом.
После этих терактов глава Следственного комитета Александр Бастрыкин призвал «срочно» запретить никабы. Его поддержал глава Дагестана Сергей Меликов, подчеркнув, что его ношение «несвойственно кавказским народам». А 3 июля муфтият Дагестана временно запретил носить никабы в регионе.
К сентябрю законопроект о запрете ношения религиозной одежды, закрывающей лицо, дошел до российского правительства. Однако власти его не поддержали, отметив, что документ нуждается в «существенной доработке».
Незадолго до инцидента в московском метро другой скандал, связанный с мусульманами, разгорелся на Камчатке. Там следователи устроили проверку в двухэтажном здании, где мигранты проводили обряды. В этом доме планировали провести ремонт и открыть общепит, но местный имам организовал в нем нелегальную молельню. А в Нижнекамске проверяют семью из Таджикистана, которая получила жилищный сертификат от городских властей.