Маргарита Симоньян: «Люди, которые бросаются спасать детей, выполняя свой долг, не должны сидеть в тюрьме»
Маргарита Симоньян поблагодарила Генпрокуратуру за содействие в освобождении 70-летнего пенсионера Павла Червякова из Нижегородской области. Ранее его осудили за то, что он остановил пьяного дебошира – 40-летнего Андрея Мохова, ворвавшегося в детский лагерь. В результате той стычки Мохов скончался. Суд счел Червякова виновным в причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего, и приговорил к пяти с половиной годам колонии.
«Люди, которые бросаются спасать детей, выполняя свой долг и не задумываясь о собственной безопасности, не должны сидеть в тюрьме», – совершенно справедливо возмущается Маргарита Симоньян.
Разобрались, теперь человек вернулся в семью. Нижегородский областной суд изменил меру наказания дедушке, вместо срока в колонии – назначил год «ограничения свободы», чтобы, оставаясь по месту жительства, дважды в месяц отмечался в надзорном органе.
Юрист Сейран Давтян напоминает, как все было:
- Случилось все это еще в августе 2023 года. Вечно пьяный Махов, хорошо известный в округе, ворвался на территорию клуба, где расположен загородный детский лагерь, учинил погром, угрожал сотрудникам и пугая детей. Охранник, пытаясь остановить его, но ни резиновой дубинки, ни чего другого более гуманного у него под рукой не нашлось. Под руку подвернулся кусок металлической трубы…
Все это снято на видео камерами наблюдения и показания свидетелей подтверждают, что Червяков защищался. Но местная прокуратура первоначально потребовала аж восемь лет лишения свободы.
«СП»: Дело вызвало широкий резонанс. Жители поселка, коллеги Червякова, политики и СМИ выступали в его поддержку, подчеркивая, что он предотвратил более серьезные последствия.
- Начался пересмотр дела. Благодаря давлению общественности, и апелляции защиты, приговор переквалифицировали на статью о превышении необходимой обороны при задержании. Охранника освободили из-под стражи.
Ничего бы этого могло бы не быть если не бездействие полиции, которая ранее игнорировала жалобы местных жителей на Махова, привыкшего к пьяной безнаказанности. Да и суд первоначально не учел всех обстоятельства самообороны и асоциальное поведение погибшего. Он ведь ранее годами терроризировал поселок угрозами, погромами, нападениями, но полиция не обращала внимания, ведь наши органы как работают: «Нету тела – нету дела».
Эта история – яркий пример конфликта между, по сути, слепой буквой закона и общественным восприятием справедливости. Оно подчас более внимательное и менее равнодушное. Увы, вопросы о праве на самооборону, остаются открытыми несмотря на то, что это понятие в нашей стране уже расширено.
СП»: Верховный суд три года назад внес поправки в законодательство по случаям необходимой самообороны…
- Да, их список дополнен «незаконным проникновением в дом, не сопряженным с насилием», следует из постановления пленума ВС. Случай Червякова показал, что еще расширять и расширять это право на самооборону.
Пока правоохранители по инерции защищают агрессора, наказывая охранника, которому охранять – по обязанности положено. Вот он свои обязанности и выполнил как сумел. Но суд формально подошел к делу, проигнорировав не только должностные обязанности, а просто состояние здоровья 70-летнего Червякова, у которого вообще-то гипертония, стресс, ему таблетки надо принимать.
Там сложилась система, которая годами закрывала глаза на хулигана, наказав потом того, кто остановил угрозу. Обществу пришлось исправлять ошибки правоохранения, поднимая шум в медиа и подписывая петиции. История, увы, типична: закон часто защищает права «бумажных» жертв, а не тех, кто на деле рискует собой ради других, считает эксперт…
Налицо какой-то парадокс системы: не дашь отпор осудят за бездействие, дашь отпор – судят за «превышение». Выходит, защищать других и защищаться самому опасно. Хочется, конечно, выразиться осторожно, что не во всей стране так, а только в Нижегородской области, точнее, в Балахнинском районе – в рабочем поселке Большое Козино. Но увы, напомним, что за последние лет десять с небольшим в Ижевске, Казани, Перми, Брянск полтора десятка раз неадекваты, врывались в охраняемые детские и учебные заведения устраивали массовую стрельбу. И как правило вахтеры предпочитали не вмешиваться, понеся потом заслуженное наказание.
Да, в то злосчастное утро на территорию загородного клуба ворвался не вооруженный человек, не террорист, а всего лишь пьяный мужик. Пришел «разобраться» со своей бывшей супругой. Выбил ногой входную калитку, бросил бутылку в будку охранника, после чего помчался в здание и учинил там погром, кирпичом разбил монитор компьютера и принтер. Перепугал детей.
Потом снова выбежал из корпуса и опять набросился на охранника, Павла Червякова. В этот раз тот и поднял на нападавшего обрезок трубы. Только встретив такой отпор, Мохов перелез через забор и убежал в лес. Там его тело и нашли...
Но ведь все могло оказаться гораздо хуже.