«Ъ»: в деле Александра Чернова появились новые подробности

Обновлено в 12:41

«Ъ»: в деле Александра Чернова появились новые подробности
© BFM.RU

Возникли новые подробности иска Генпрокуратуры к бывшему председателю краснодарского краевого суда Александру Чернову об обращении его имущества в пользу РФ. Об этом пишет газета «Коммерсантъ».

По данным прокуратуры, Александр Чернов, занимая должность с 1994-го по 2019 год, а затем находясь в отставке, использовал судейскую неприкосновенность для прикрытия противоправной деятельности. Предполагается, что в указанный период он совершил ряд нарушений антикоррупционного законодательства, выступая совладельцем активов на общую сумму 7 млрд рублей. Были выявлены лица, которые содействовали судье, когда он занимался незаконной предпринимательской деятельностью, приобретая сельхозпредприятия и руководя ими позже через посредников из своего окружения.

В частности, речь идет о работе сельхозпредприятия «Дмитриевское» в Кавказском районе Краснодарского края. Прокуратура считает, что Чернов незаконно извлекал выгоду из его деятельности при содействии бывшего главы района Виталия Очкаласова, который не препятствовал захвату земельного фонда.

Прокуратура изучает обстоятельства, при которых предприятие получило в пользование земельные участки общей площадью около 9 тысяч гектаров. О деле и о том, как к нему относятся в регионе, говорит журналист краснодарского портала «Ясно» Дмитрий Мирошников:

Дмитрий Мирошников журналист краснодарского портала «Ясно» «Тема была очень заметной осенью прошлого года, когда стало известно про иск прокуратуры и про то, что имущество должно быть арестовано. Она выступила как событие, которое действительно важно для Краснодарского края. Важным было отстранение от власти Чернова, который находился больше 25 лет на посту главы краевого суда. Сугубо в фоновом режиме обсуждается, это не оказывает значительного влияния на политическую ситуацию в крае, на настроения в обществе. Непонятно, в каком процессуальном статусе находится сам Чернов, то есть он либо обвиняемый, либо что-то происходит с его активами. Понятно, что это уголовное дело по нарушению им правил, существующих для судьи, но это тоже в фоновом режиме, что с ним происходит. И что происходит с Очкаласовыми, арестовано их имущество или нет, неизвестно. Если будут какие-то посадки, полный отъем имущества, если будет лишение кого-то депутатских мандатов или еще какие-то санкции, то, наверное, эта тема снова всплывет, и пока не будет более жирных подробностей, чего-то более животрепещущего, это кубанцев мало волнует. Хотя понятно, что если активы на 7 млрд рублей, то человек очень влиятельный, но само информационное поле Кубани это воспринимает как что-то очень далекое, хотя вроде бы речь идет о бывшем главе краевого суда».

В начале октября 2024 года иск Генпрокуратуры РФ принял к производству Кропоткинский городской суд. На собственность Александра Чернова — объекты недвижимости в Краснодаре, Сочи, Геленджике, Кропоткине и Москве — наложили арест. В декабре дело перенесли на рассмотрение в Красногорский городской суд Московской области, чтобы исключить сомнения в объективности и беспристрастности процесса.

Кубанское правосудие в общей судебной системе страны действительно занимает особое место, говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов:

Федор Трусов управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» «Не зря говорят, что есть Уголовно-процессуальный кодекс Краснодарского края и Гражданско-процессуальный кодекс Краснодарского края, потому что вроде как законодательство федеральное, но то, что происходит на юге Росси, прежде всего в Краснодарском крае, — это подчас, с точки зрения принимаемых судебных актов, в юридическом сообществе вызывает оторопь. Это постоянно, это давно, сколько об этом уже, я себя помню, сколько сам участвовал в этих процессах на юге России, действительно иной раз, скажем так, суды слишком активно участвуют в коммерческих спорах, слишком активно вмешиваются в те сферы, в которые не нужно им вмешиваться. Мы все помним, как на всем юге России легализовалась, оформлялась ситуация с многоквартирными жилыми домами, все это делалось только в судебном порядке, и большое количество жилых домов, да почти все, в Сочи, Анапе, вводились в эксплуатацию именно по решению судов. Все земельные вопросы, межевание и так далее — все делалось через решение судов, когда надо получить что-то, что вообще невозможно получить, можно было получить в судебном порядке, и все это давно прекрасно знают».

Бывший глава Кавказского района Виталий Очкаласов, который, по данным Генеральной прокуратуры, содействовал противоправной деятельности судьи Чернова, в мае прошлого года внезапно скончался во время пробежки.