Названы причины крушения танкеров в Керченском проливе и сумма ущерба экологии
Причинами крушения танкеров в Керченском проливе, произошедшего в декабре 2024 года, стали невыполнение капитанами судов и судовладельцами ограничений по сезону плавания и недостаточная укомплектованность экипажей квалифицированными кадрами. Сумма ущерба, предъявленная компаниям-загрязнителям, составила почти 85 млрд рублей. Об этом стало известно на заседании правительственной комиссии по координации работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
Первый зампред комиссии министр МЧС Александр Куренков сообщил, что ситуация в зоне нахождения затонувших фрагментов судов остается стабильной, выходов мазута не фиксируется. Сотрудники МЧС, по его словам, будут ежедневно контролировать обстановку до полной ликвидации последствий аварии. "Затонувшие фрагменты танкеров постоянно обследуются водолазами, при помощи телеуправляемых аппаратов проводится мониторинг дна в километровой зоне от побережья, для контроля обстановки акватории задействуются технологии космического мониторинга, беспилотники, а также патрульные группы спасателей на катерах", - подчеркнул Куренков.
Министр транспорта Роман Старовойт доложил, что две комиссии Ространснадзора с участием экспертов Минтранса и Росморречфлота завершили расследование причин крушения танкеров "Волгонефть-212" и "Волгонефть-239". "Основные причины аварийных случаев, по данным заключения комиссии - невыполнение капитанами судов и судовладельцами ограничений по сезону плавания судов в морских акваториях Азовского моря и Керченского пролива. Кроме того, экипажи судов не были укомплектованы квалифицированными кадрами в соответствии с правовыми актами Минтранса России", - отметил Старовойт.
Для танкеров "Волгонефть-212" и "Волгонефть-239" сезон плавания в Азовском море был ограничен 30 ноября, подчеркнули в пресс-службе Минтранса. В Ространснадзоре добавили, что на танкере "Волгонефть-212" должно было работать три дипломированных судоводителя с правом занятия должностей, однако на судне находилось только два судоводителя, и лишь один из них отвечал требованиям по дипломированию. Аналогичная ситуация выявлена и на танкере "Волгонефть-239". Внеплановые проверки судовладельцев обоих танкеров после аварии выявили также факты, которые привели к возбуждению дел об административных правонарушениях по ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией). В Ространснадзоре подготовили ряд предложений, которые позволят избежать подобных аварий. В их числе - введение превентивного мониторинга исполнения судами установленных для них ограничений по сезону и районам плавания и срокам освидетельствований. По словам Старовойта, все материалы расследования будут переданы в Следственный комитет.
Специалисты Федеральной службы по надзору в сфере природопользования произвели расчет ущерба экологии, нанесенного в результате крушения танкеров, и подготовили требования о его возмещении к владельцам судов. "Общая сумма предъявленных компаниям-загрязнителям требований, составила 84 943 948 679 рублей. Сумма исчисленного вреда в отношении владельца танкера "Волгонефть-212" - ООО "Кама Шиппинг" - составила 49 460 085 849 руб. В отношении ЗАО "Волгатранснефть", который является собственником танкера "Волгонефть-239", сумма вреда, причиненного Черному морю, составила 35 483 862 830 млрд руб. У компаний, которым предъявлены требования, есть один месяц на добровольное возмещение вреда. По истечении этого срока исковые заявления будут направлены в суд", - заявила глава Росприроднадзора Светлана Радионова.