Чистосердечное признание о диверсии избавит от тюрьмы
Уголовный кодекс и сейчас предусматривает серьезное наказание за сокрытие сведений о преступлении. Так, ответственность грозит тем, кто скрыл информацию о подготовке терактов, захвате заложников и так далее. Но в условиях СВО важны и своевременные сведения о планируемых взрывах или поджогах, подрывающих экономическую безопасность страны. Поэтому уголовную ответственность установили за несообщение о подготовке диверсий. Соответствующий закон Госдума приняла на пленарном заседании 2 апреля. Что именно сочтут сокрытием информации и кого закон освобождает от наказания, выяснила «Парламентская газета».
Сообщить вовремя
Статья 205.6 Уголовного кодекса предусматривает ответственность за несообщение о подготовке ряда преступлений, в том числе террористических. Закон, разработанный группой депутатов, дополнил эту статью. К уголовной ответственности привлекут за сокрытие информации:
о подготовке диверсий, о содействии диверсионной деятельности, об организации таких сообществ или обучении будущих диверсантов.
Осужденным грозит штраф до ста тысяч рублей или в размере зарплаты за период до шести месяцев, принудительные работы на срок до одного года либо лишение свободы на тот же срок.
По закону диверсия — это взрыв, поджог или иные действия, с помощью которых разрушили или повредили предприятия, объекты транспортной инфраструктуры, средства связи и так далее, нанесли вред здоровью людей. Во время СВО в России увеличилось количество диверсионных атак на значимые объекты, отметили авторы документа в пояснительной записке. При этом иногда люди скрывают, что их склоняют к преступлению, и правоохранительные органы не получают информацию вовремя.
Новые нормы позволят дополнительно обезопасить объекты энергетики и транспортной инфраструктуры от попыток незаконного вмешательства и причинения ущерба, пояснил соавтор поправок, глава Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев.
Даже если пообещал молчать
Уголовный срок грозит россиянам не только за сокрытие информации о терактах. Нельзя промолчать о подготовке захвата заложника, участии в вооруженном конфликте или военных действиях против России, угоне воздушного судна, водного транспорта или поезда, незаконном обращении с ядерными материалами или радиоактивными веществами, посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля, насильственном захвате или удержании власти, вооруженном мятеже и так далее.
«Несообщение представляет собой умолчание о факте при наличии реальной возможности сообщить об этом в соответствующие органы», — сказано на официальном сайте Генпрокуратуры. При этом человеку должно быть заведомо известно о приготовлении или совершении преступлений. Даже если он заранее пообещал никому не рассказывать, это не повлияет на привлечение к ответственности.
Поделиться сведениями с правоохранительными органами можно как в устном, так и в письменном виде. Письменное заявление должно быть подписано, а устное — занесено в протокол.
Закон освобождает от ответственности людей, которые не сообщили о подготовке преступления их супругом или близким родственником. Кроме того, промолчать могут священнослужители, если информацию им сообщили на исповеди, а также адвокаты, если обстоятельства стали им известны при обращении к ним за юридической помощью.