Решение по иску прокуратуры Татарстана к ВИП-силовику казанская судья вынесла за неделю до ухода в отставку
Накануне казанский суд частично удовлетворил антикоррупционный иск к действующему офицеру Следкома Марселю Мустафину. Если решение вступит в силу, то подполковник рискует потерять куда больше подлежащих изъятию активов на 30,7 млн рублей. Ведь в ходе двух судебных процессов представители экс-главы отдела СК по Приволжскому району настаивали — часть "найденного" прокуратурой имущества ему не принадлежит. Об этом свидетельствовал и сам Мустафин, но два районных суда ему не поверили. И вряд ли можно считать совпадением факт, что после первого решения этот выходец из Казани лишился поста и. о. руководителя районного отдела СК по Нижнему Новгороду.
Разбирательство по иску прокурора республики к бывшему ВИП-сотруднику Следкома по Татарстану стартовало осенью 2023-го. С тех пор подписавший то заявление Илдус Нафиков успел возглавить прокуратуру Марий Эл, бывший однокашник Мустафина и соответчик по данному делу Алмаз Залалтдинов не без помощи надзорного ведомства одержал победу в параллельном судебном споре, но получил условный срок по уголовному делу.
Советский суд Казани с решением не спешил — дело приостанавливали в связи с назначением экспертизы, откладывали до рассмотрения того самого параллельного спора, и несколько раз заседания переносили с расчетом, что свое слово по этой истории скажет и Верховный суд Татарстана. Однако с момента поступления апелляционных жалоб прошло четыре месяца и три заседания, а постановление Приволжского суда Казани, которое могло бы иметь преюдициальное значение при оценке антикоррупционного иска, так и числится не вступившим в силу.
Напомним, речь идет об участке и построенных на нем коттедже с баней в казанском поселке "Алтан", которые в прокуратуре считают недвижимостью семьи бывшего главы отдела СК по Приволжскому району Казани Марселя Мустафина. Тогда как его друг и бизнесмен Эдуард Спиридонов просил Приволжский райсуд Казани признать право собственности на данные активы за ним и аннулировать регистрацию участка на Алмаза Залалтдинова. Примечательно, что сам Залалтдинов подтверждал — эта земля на него оформлена фиктивно, но реальным владельцем участка и построек называл Мустафина.
"Реальное время" рассказывало, по каким мотивам Приволжский суд в сентябре 2024-го отклонил претензии Спиридонова и доводы Мустафина, аннулировал как недействительные все договоры, допсоглашения и расписки о получении 22 млн рублей, поскольку установил: данные документы Залалтдинов заполнял задним числом и под домашним арестом, веря, что друг детства, он же сотрудник СК, поможет ему в истории с уголовным делом.
Провести прения и удалиться в совещательную комнату для вынесения решения судья Иванова могла еще 5 марта — эта дата определялась с учетом очередного на тот момент заседания апелляционной инстанции. Однако 5 марта на суд не явились оба представителя ответчиков Мустафиных, прислав ходатайства об отложении процесса
11 марта Верховный суд РТ вновь отложил заседания по жалобам представителей Спиридонова и Залалтдинова, с учетом внезапно поданных ими дополнений к этим жалобам. Следующее заседание должно состояться 14 апреля.
Однако дольше ждать позицию апелляционной инстанции Советский райсуд Казани не мог — рассматривающая прокурорский иск судья Ирина Иванова несколько месяцев назад приняла решение об уходе в отставку, и 29 января 2025 года ее заявление удовлетворила Квалификационная коллегия судей РТ, определив срок окончания судейских полномочий — 17 марта 2025 года. За рамками этой даты вынести какое-либо решение судья бы уже не смогла. Данной информацией располагали и представители несогласных с прокурорским иском, однако, к их чести, на умышленное затягивание процесса, ввиду внезапно возникших уважительных причин, не пошли.
Итоговое заседания вчера растянулось на пару часов. Выйдя из совещательной комнаты, судья постановила: "Иск прокурора республики в интересах Российской Федерации к Марселю и Эльзе Мустафиным, а также Алмазу Залалтдинову удовлетворить частично" — по шести пунктам из семи заявленных:
Прекратил право собственности Залалтдинова на тот самый участок 0,13 га в казанском поселке "Алтан", указав, что этот объект должен быть обращен в доход государства.Изъятию в пользу РФ также подлежат две незавершенные и незарегистрированные постройки — коттедж и баня на том участке.Такое же решение — по нежилому помещению 138,4 км. м в доме на улице Фучика и автомобилю Lexus 2018 года выпуска с аннулированием права собственности супруги подполковника СК.Кроме того, суд постановил взыскать с супругов Мустафиных в солидарном порядке 2,7 млн рублей как сумму дохода от продажи в 2020-м двухкомнатной квартиры в курортной зоне Республики Турция, ранее оформленной на Эльзу Мустафину.
"В остальной части иска — отказать", — сообщила судья Иванова. При этом в резолютивной части решения озвучила еще два момента — взыскать госпошлину в 2 тысячи рублей с каждого из трех ответчиков, а 202 тысячи только с Мустафиных — за проведение судебной экспертизы. Обжаловать результат процесса стороны могут в месячный срок с момента вручения постановления.
Заметим, общий размер удовлетворенных требований составил почти 31 млн рублей. И две трети этой суммы касаются активов в поселке "Алтан". Исключенный судом пункт претензий прокуратуры касался взыскания еще 3,3 млн рублей за ранее оформленное на мать следователя, но уже проданное нежилое помещение в Казани. И, вероятно, лишь в этой части суд посчитал необоснованным тезис надзорного ведомства о реальном собственнике данного имущества и превышении расходов над официальными доходами в период 2015—2023 годов.
Решение, безусловно, будет оспариваться как ответчиками Мустафиными, так и Спиридоновым. Ни в одном заседании Советского суда лично они не участвовали. Их интересы отстаивали представители.
— Что касается оценки доказательств судом, то пока не получим решение, комментировать его невозможно. Но относительно самого процесса хочу отметить — сторона защиты так и не получила доступа к материалам уголовного дела Залалтдиновых (в рамках которого и обвиняемых, и свидетелей также допрашивали об активах Мустафина и обстоятельствах стройки в "Алтане", — прим. ред.), — сообщил адвокат подполковника Эдуард Гайнуллин. — Прокуратура представляла материалы из этого дела выборочно, а нам такая возможность предоставлена не была, хотя суд и удовлетворил наше ходатайство об истребовании материалов уголовного дела из Приволжского суда в полном объеме.
В прениях Гайнуллин от лица Мустафиных сообщал: "Исковые требования не признаем. Просим отказать". Адвокат подчеркивал — представленные результаты психофизиологических исследований "не могут быть использованы в качестве доказательств", материалы проверок ФСБ "не отвечают требованиям допустимости доказательств", а решение Приволжского суда пока не вступило в силу.
Тут стоит отметить, что именно в этом решении отмечалось — "детектор лжи" сотрудник СК не прошел.
Юрист Ксения Данилова в интересах Марселя Мустафина также просила отклонить иск. Ее коллега Диляра Бурмистрова, представитель Эдуарда Спиридонова, отмечала: "Показания матери Залалтдинова не прошли проверку полиграфом. А показания прораба [стройки в "Алтане"] и дизайнера Баязитовой говорят — Мустафин лишь представлял интересы Спиридоновой".
На финальное заседание суда сторона ответчиков представила нотариально заверенные показания Ирека Гатиатуллина, обосновав такой формат представления доказательств, что в суд важный свидетель прийти не смог. На одном из прошлых заседаний прокурор Лилия Фаттахова утверждала: помимо указанных в иске приобретений, Марсель Мустафин понес расходы почти на 6 млн рублей, по карте, открытой на имя Гатиатуллина. Об этом факте надзорное ведомство проинформировали коллеги из ФСБ, которые выявили — аккаунт на площадке Ozon, с которого осуществлялись платежи по карте Гатиатуллина, привязан... к телефону подполковника СК.
При исследовании судом материалов дела огласили протокол допроса того самого владельца счета, датированный августом 2023-го. Тогда Гатиатуллин пояснял следователям — оплачивал закупку строительных материалов в счет своего долга перед Спиридоновым, правда, сообщал — на какой объект поступали закупленные материалы, сказать не может.
При свежем опросе у нотариуса Гатиатуллин был куда разговорчивее. Пояснял: Спиридонова знает с 2021 года, познакомил их Алмаз Залалтдинов (последний ранее не раз уверял — впервые встретился со Спиридоновым лишь в 2023-м, в суде, — прим. ред.), представил как инвестора, человека с деньгами. Также подтверждал информацию о займе Спиридонова, который он погашал в течение двух лет, в том числе путем приобретения товаров на Ozon по просьбе инвестора.
Также Гатиатуллин пояснял — бывало, что их общий знакомый Мустафин, также по просьбе Спиридонова, делал заказ на нужные материалы и оборудование через свой личный кабинет на маркетплейсе, а оплату производил уже сам Гатиатуллин, в счет оплаты долга.
Как отмечают источники "Реального времени", выбранный формат дистанционной дачи показаний позволяет свидетелю избежать ответственности в случае предоставления недостоверных данных. Но в то же время снижает ценность показаний свидетеля по сравнению с другими доказательствами.
К слову, вопросы могут возникнуть и к Мустафину со Спиридоновым — в случае, если судебные решения устоят в вышестоящих инстанциях Фемиды.
Что касается показаний дизайнера Баязитовой, то на суде огласили протокол ее допроса в рамках уголовного дела: была общая группа в мессенджере, где обсуждалось строительство дома [в "Алтане"], в группе состояли она, Марсель, его жена и помощники. За какие-то работы оплата шла со счета Ирека Г., которого Баязитова не знает, договаривалась об оплате с Марселем.
Со слов дизайнера, от имени заказчика с ней общались несколько человек, и кто именно был собственником дома, ей непонятно. Говорит — был звонок от мужчины, который сказал: живет за рубежом, но хочет воспользоваться ее услугами, сказал, с ней свяжутся. Потом звонил уже другой человек — Марсель [Мустафин], просил приехать на объект и произвести замеры. На кого составлялся договор — не помнит, но уверяет — точно не на Мустафина. В основном общалась с прорабом Ренатом. Несколько раз в офис приезжала девушка по имени Эльза (речь о жене Мустафина, — прим. ред.), согласовывала цвета и дизайн. А вот окраску стен Эдуард (фамилий Баязитова не называла) просил согласовать с ним.
Показания прораба Зайдуллина полностью подтверждали версию Мустафина и Спиридонова. Тогда как соответчик по иску Алмаз Залалтдинов настаивал: по просьбе друга детства оформлял его имущество на себя, чтобы у того не возникало проблем по службе. Слова мужа в процессе подтверждала и Эльмира Залалтдинова, уверяя — просьбы такого друга, как Мустафин, оборачивались проблемами для их семьи.
"Алмаз познакомил меня с Мустафиным в 2014-м, представил как одноклассника и лучшего друга детства. Он был у нас единственным свидетелем на никахе, фотографии делал. Потом пригласил в гости и познакомил меня с супругой, с того времени начали общаться", — свидетельствовала супруга Залалтдинова на одном из прошлых заседаний Советского райсуда Казани. О том, что этот друг "работает в органах", узнала не сразу.
— Потом супруг говорит: "Он покупает машину Toyota Camry за 1 млн, и надо оформить ее на меня"... Через какое-то время Марсель решает взять Lexus и говорит — тоже надо оформить на Алмаза. Я об этом знаю, потому что работала бухгалтером, а там нужно было сдавать декларацию, и делала это я, — рассказала Эльмира Залалтдинова. — Взяла договоры и обнаружила — Toyota по программе трейд-ин Мустафин сдал дороже, чем купил. А подоходный налог насчитали нам больше 25 тысяч. Я мужу тогда сказала — мы заплатим, но он пусть вернет... Не вернул. Это был первый момент, когда я подумала: какой же это друг?
Проблем добавила и авария. По словам свидетельницы, уже на "Лексусе" супруга Мустафина задела чью-то машину, и по камерам было видно, что за рулем — женщина. Но в документах собственником числился Залалтдинов. "Мустафин опять звонит и говорит: "Скажи, что за рулем был ты и никого не задевал". Муж поехал в ГАИ, потратил на это целый день и тоже высказывал: "Почему я должен обманывать?"
Дальше, вспоминала Залалтдинова, супруг оформил на себя участок в поселке "Алтан", который приглянулся Мустафину. Говорит — он давно искал там землю, чтобы поселиться поближе к матери. По словам жены ответчика, 3 млн на покупку дал Мустафин, а она лишь возмущалась: "Зачем ты оформляешь таким образом землю, я ведь сама многодетная и не смогу теперь воспользоваться этим статусом, чтобы приобрести жилье..."
Застраивать участок семья следователя начала лишь в 2022-м, продолжила свой рассказ женщина: "На майские мы с Эльзой встречались, и она рассказала — такого дагестанского камня ни в одном доме поселка нет, ее супруг лично ездил в Дагестан и выбирал камень, а еще договаривался, чтобы привезти рабочих оттуда — в Казани класть этот камень умельцев не было. Они создали группу в мессенджере — мой муж, Марсель и Ирек Гатиатуллин, и там обменивались голосовыми сообщениями, где и как будут этих рабочих размещать".
По словам свидетельницы, Гатиатуллин в компании школьных друзей оказался отчасти благодаря своей жене Регине, с которой они познакомились, привозя на теннисный корт сыновей. Потом к общению жен подключилась и Эльза Мустафина.
"От Регины и Эльзы я знаю, что Ирек Мустафину давал карты своей компании, а Мустафин ими оплачивал сантехнику и еще что-то, возмещая расходы Гатиатуллина уже наличными, за вычетом небольшой комиссии. Жены меня спрашивали как бухгалтера, можно ли так делать. А я тогда сказала Регине: фирма твоего мужа связана со строительством для сельского хозяйства, кирпич, цемент он спишет, а как быть с унитазами для дома? В любом случае придется платить налоги", — продолжила рассказ Эльмира Залалтдинова. — А сейчас Мустафин с Иреком объединились против Алмаза..."
В суде женщина заявила — турецкий актив тоже мог оказаться в собственности ее мужа, Мустафин уговаривал его оформить ту квартиру на себя: "Я тогда Алмазу сказала — ты сейчас поедешь, он тебе дорогу не оплатит, будет как с машиной. И там другая страна, другие законы — я против, чтобы чужое имущество висело на нас! Муж отказался. Мустафин обиделся, и, насколько мне известно, оформил имущество на своего двоюродного брата".
По словам Залалтдиновой, речь идет не о той квартире в Алании, что в 2020 году была продана, а о другой — более просторной и комфортной в том же ЖК, которая в иске прокуратуры не значится.
Также супруга соответчика свидетельствовала: "До того как Спиридонов заявился на дом, мы его не знали. Потом поняли — это хороший друг Мустафина". Отмечала — представленные этим другом документы о приобретении участка и расписки о якобы переданных Алмазу деньгах не соответствуют действительности, что частично подтвердила экспертиза. Если б сделка была подлинной, то от нее, как от супруги, просили бы нотариальное согласие на отчуждение имущества. Чего не было. Зато были голосовые сообщения от Эльзы Мустафиной: "Если придешь на день рождения, про дом не рассказывай".
С домом, по словам свидетельницы, было немало проблем. Сначала мужу, выступавшему в роли собственника, пришлось заниматься вопросами подключения к электричеству и другим сетям, а потом он начал получать счета от энергетиков. И поскольку настоящий владелец пунктуальностью не отличался, стали копиться долги, а в какой-то момент пришлось расторгнуть договор с энергетиками.
Весьма эмоционально супруга Залалтдинова рассказала, как тот в 2023 году, под домашним арестом, втайне от нее, поддался на уговоры и подписал все нужные документы об отчуждении своих-чужих объектов и транспорта — расписался: якобы брал у Спиридонова 22 млн рублей.
— Как я поняла, ему Мустафин пообещал: ты все это напиши, а я помогу — меру пресечения тебе поменяют, на работу выйдешь. Мать Алмаза в Приволжский суд приходила и рассказывала, как он Аллахом клялся — помогу... А мне она раньше ничего не рассказывала — они боялись, что я дальше кому-нибудь расскажу. А я так и сделала — попросила сестренку обратиться в ФСБ, и потом все рассказала оперативнику, — поделилась с судом супруга соответчика.
— Я правильно понимаю, что, не дождавшись противоправных действий от Мустафина, ваша семья обиделась на него, Залалтдинов начал менять показания и решил — пусть лучше достанется государству, чем Мустафину? У Вас к нему личная неприязнь? — поинтересовалась Диляра Бурмистрова, представитель Спиридонова.
— Нет личной неприязни. Он денег должен, счета приходят — не оплачивает.
Часть вопросов Залалтдиновой задавали в связи с уголовным делом. Причем на момент допроса она числилась обвиняемой. А в данный момент является осужденной, как и супруг.
13 января Приволжский райсуд Казани признал Алмаза и Эльмиру Залатдиновых виновными в афере под видом коррупционного решения вопроса с ФНС.
По версии силовиков, в 2022 году главбух компании "Тимер лэнд плюс" согласилась дать взятку в 17 млн рублей в обмен на обещание этой семейной пары передать средства правоохранителям и налоговикам для корректировки результатов выездной налоговой проверки. С максимальным доначислением к уплате в бюджет 3—4 млн рублей. В результате с апреля по октябрь 2022 года главбух передала и перевела 18 млн рублей. Деньги были похищены, а в декабре 2022-го ФНС доначислила к уплате в бюджет фирме-"взяткодателю" аж 87 млн рублей. При этом в марте 2023-го, незадолго до возбуждения дела, Залалтдинова вернула главбуху 11 млн рублей.
Процесс по этому делу проходит в Приволжском суде Казани. Вину подсудимые признали, все меры к погашению ущерба приняли и в прениях просили прекратить дело за деятельным раскаянием либо с назначением судебного штрафа. Указывали на заключавшееся в ходе следствия досудебное соглашение и сотрудничество с силовиками.
Для покаявшейся пары прокуратура запрашивала по 4 года лишения свободы условно с таким же испытательным сроком и конфискацией ранее изъятых в счет погашения ущерба 1,8 млн рублей. Суд приговорил Залалтдиновых к указанным срокам, обойдясь без конфискации. Приговор уже вступил в силу.
В ходе гражданского процесса засветили информацию, что 1 млн из той суммы непереданной "взятки" побывал в руках следователя и через какое-то время был возвращен. "Это был заем", — поясняла Эльмира Залалтдинова. В ходе служебной и процессуальной проверки оснований для привлечения коллеги к уголовной ответственности в Следкоме по Татарстану не нашли. Зато объявили выговор, выявив тот факт, что в декларации сотрудника не отражались сведения об обязательствах по выкупу "Лексуса" в рассрочку, что сам проверяемый называл "технической ошибкой".
Заметим, уже на фоне проверки соответствия доходов и расходов руководитель районного отдела Следкома вдруг получил назначение с понижением в Зеленодольск, откуда почти моментально перевелся в Нижегородскую область. Еще в конце 2024-го на сайте областного управления СК Марсель Мустафин числился и. о. руководителя одного из райотделов отдела по Нижнему Новгороду. В данный момент с приставкой и. о. отдел возглавляет другой человек, а выходец из Казани занимает должность заместителя руководителя того же подразделения.