В Новосибирске суд вынес приговор по скандальному делу авиабазы

10 февраля в Заельцовском районном суде финишировал процесс по скандальному уголовному делу новосибирской авиабазы. Троих заслуженных авиаторов Фемида признала виновными в покушении на хищение бюджетных средств.

По делу проходили: экс-глава ГАУ НСО «Новосибирская база авиационной охраны лесов» Геннадий Павленко, директор Новосибирского учебно-авиационного центра ДОСААФ Владимир Горбунов (оба в прошлом военные летчики, участники боевых действий) и руководитель РОО «Аэродром «Мочище» Александр Осокин —многократный чемпион СССР и РФ по вертолетному спорту, один из организаторов знаменитого новосибирского авиашоу.

По версии следствия, Осокин вступил в сговор с главой АНО «Новосибирский УАЦ ДОСААФ России», а также начальником Новосибирской авиабазы с целью хищения бюджетных средств. Все началось с проведения аукционов, организованных авиабазой на оказание услуг по авиамониторингу лесных пожаров в НСО. Все три конкурса выиграл региональный ДОСААФ, который потом заключил ряд договоров с мочищенским аэродромом на предоставление самолетов без экипажей. В организации вынуждены были на это пойти из-за сложной пожароопасной обстановки и нехватки собственных бортов.

Александр Осокин машины предоставил, и задача по организации мониторинга лесных пожаров в регионе была успешно выполнена. Однако после этого у руководителя аэродрома возникли проблемы с законом.

— Я считал, что, предоставляя самолеты для борьбы с пожарами, делаю благое дело. Они же потом все хвастались: «Новосибирская база авиационной охраны лесов стала лучшей в России по тушению пожаров». Министерство природных ресурсов докладывало губернатору, что выполнили все на 100%, мы герои. Я думал, что мы тоже герои, так как делали общее дело, а теперь мне предъявляют обвинение, — грустно констатировал Александр Осокин летом 2023 года еще до начала разбирательства по делу.

В целом, привлечение сторонней организации при выполнении госконтркта — обычная практика, однако, согласно материалам дела, якобы была завышена стоимость полетного часа для воздушных судов, и поэтому возник перерасход бюджетных средств. Александр Осокин еще в ходе следствия уверял, что это не так. Ситуацию он тогда разобрал на примере самолета Ан-2, который аэродром передал в аренду ДОСААФу, после того как у них сломалась машина аналогичного типа.

— Использование 9-местного самолета по цене 50 тысяч рублей, практически невозможно, так как не покрывает затраты на его эксплуатацию, с учетом расхода топлива и работы пилотов и на это никто не пошел бы, — пояснял руководитель аэродрома.

При этом реальная стоимость летного часа на Ан-2 при проведении воздушного мониторинга пожарной обстановки в 2022 году составляла порядка 80 тысяч рублей. Аналогично, по мнению Осокина, следствие занизило данный показатель и по другим более легким типам машин. По мнению руководителя аэродрома, правоохранители необоснованно применили тариф, который используется для авиации общего пользования и касается перевозки физлиц.

Несмотря на это, следователи оценили ущерб почти в 7 миллионов рублей. Главе авиабазы, директору ДОСААФ и руководителю мочищенского аэродрома сначала инкриминировали особо крупное мошенничество (ч., ст.159 УК). Однако факт хищения денег не подтвердился и согласно позиции стороны обвинения, фигуранты только планировали присвоить средства, но злой умысел до конца не довели, поскольку все внезапно вскрылось и руководителя ГАУ НСО «Новосибирская база авиационной охраны лесов» Геннадия Павленко отстранили от работы. В результате авиаторам в окончательной редакции инкриминировали: Павленко и Горбунову — покушение на мошенничество (ч.3 ст.30, ч.4 ст.159 УК), а Осокину — пособничество в покушении на мошенничество (ч.5 ст.33, ч.3 ст.30, ч.4 ст.159 УК). Тем не менее, в рамках судебного процесса было установлено, что фигуранты все-таки причинили реальный ущерб на 5,5 миллионов. В данном случае речь идет об оплате полетов по мониторингу пожарной обстановки, которые осуществлялись в соответствии с контрактами.

В итоге Заельцовский райсуд назначил всем подсудимым по 3 года условно. Геннадия Павленко и Владимира Горбунова также оштрафовали на 300 тысяч рублей каждого, а Александра Осокина на 600 тысяч. Об этом информирует пресс-службы управления Судебного департамента НСО.

Помимо этого, с троих авиаторов Фемида взыскала в пользу авиабазы 2,8 миллиона рублей. Размер ущерба был снижен поскольку авиабаза не успела оплатить все реально осуществлявшиеся полеты в рамках мониторинга пожарной обстановки.

Приговор не вступил в законную силу и стороны могут его обжаловать.

Иван ЛУДНОВ