Швеция заявила о следах якоря рядом с еще одним кабелем в Балтийском море
Министр гражданской обороны Швеции Карл-Оскар Болин представил новые обвинения в адрес судна Yi Peng 3. По словам чиновника, спецслужбы страны обнаружили следы якоря возле кабеля NordBalt, соединяющего Швецию и Финляндию с Германией и Литвой. Согласно заявлению, борозда «вероятно» образовалась в ноябре одновременно с повреждением двух кабелей между Скандинавией и материком в результате действий команды китайского сухогруза.
The Wall Street Journal ранее со ссылкой на источники писала, что европейские следователи подозревают судно в намеренном протаскивании якоря по дну Балтийского моря с целью повреждения кабелей. Возможно ли, что якорь опустил не диверсант, а гипотетический «пьяный матрос»? Сообщения анализирует владелец группы компаний «Инмарин» Кирилл Маслов:
Кирилл Маслов владелец группы компаний «Инмарин» «С точки зрения опыта и практики попасть без намерений якорем на такой глубине и таким судном посреди Балтийского моря — это надо очень сильно постараться. Судно достаточно большое, и, чтобы якорь попал в какую-то прямо конкретную цель, должна быть проведена огромная работа, выглядит это очень странно. Случайности бывают, нельзя ничего исключать, просто речь о том, что для такого большого судна на такой скорости попасть в определенную точку сложно. С точки зрения того, как это описано во всех новостях, это очень странно».
Bild (заблокирована в РФ) ранее утверждала, что капитаном Yi Peng 3 на момент инцидента был россиянин, однако The Wall Street Journal писала о китайском гражданстве подозреваемого. Ноябрьский инцидент привел к краткосрочному нарушению связи между странами Скандинавии и глобальным интернетом, но без тотального отключения. Масштабы сбоя ставят под сомнение версию о целенаправленной диверсии: если поломка оказалась незначительной, зачем вообще кому-то понадобилась такая шалость? Продолжает гендиректор «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов:
Константин Анкилов гендиректор «ТМТ Консалтинг» «Кабелей в таком активном и развитом в части технологий, в части экономик регионе, как страны, окружающие Балтийское море, очень много. И поэтому обрыв одного кабеля, двух кабелей, даже трех не приведет к исчезновению связи как таковой. Но проблемы даже с обрывом одного кабеля тут же начинаются. Какой-то ресурс может быть временно недоступен, где-то снизится скорость, но глобально проблем не возникнет. То есть нет такой ситуации, что, например, Швеция оказывается изолирована от остального мира, поскольку есть взаимные множественные связи между этими странами, с соседними государствами, полной изоляции не будет. Но это создает проблемы, и это повод для тревоги для этих стран, поскольку было несколько инцидентов, которые произошли за относительно короткое время».
Вскоре после повреждения кабелей в ноябре Yi Peng остановился на якорь в нейтральных водах у побережья Дании. Сообщалось, что китайские власти одобрили осмотр корабля европейскими следователями. Первоначально спецслужбы Финляндии заявляли, что о диверсии говорить рано, поскольку ежегодно в мире происходит более 200 инцидентов с обрывом подводных кабелей. Кремль назвал версию о намеренном обрыве линий связи «абсурдной» и «смехотворной». Операция НАТО в Балтийском море получит название Baltic Sentry, «Балтийский страж». По сообщению альянса, меры должны «повысить безопасность критически важной инфраструктуры», в частности подводных кабелей. Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте заявил, что проходящим через Балтийское море кораблям, которые будут угрожать подводным объектам, может грозить высадка на борт, конфискация и арест.