Атака на «Крокус Сити Холл», теракты в Дагестане и убийство генерала Кириллова. Самые громкие преступления 2024 года
2024 год, к сожалению, запомнится многими печальными событиями, среди которых — череда громких преступлений. Атака на «Крокус Сити Холл», ставшая в один ряд со страшными терактами в истории современной России, нападения религиозных радикалов в Махачкале и Дербенте, а также захваты заложников в СИЗО и колониях. Большой резонанс вызвали и преступления, за которыми стояли украинские спецслужбы: самым громким из них стал подрыв в Москве генерал-лейтенанта Игоря Кириллова в середине декабря. Эти и другие криминальные происшествия, оказавшиеся в центре внимания в 2024 году, — в материале «Ленты.ру».
Март. Теракт в «Крокус Сити Холле»
7 марта 2024 года Федеральная служба безопасности (ФСБ) сообщила, что в Москве нейтрализована диверсионная группа запрещенной в России международной террористической организации «Исламское государство» (ИГ), которая готовила атаку на посетителей Московской хоральной синагоги.
Вслед за этим посольство США выпустило экстренное предупреждение: всем американцам рекомендовали воздержаться в ближайшее время (особенно в предстоящие 48 часов) от посещения массовых мероприятий и общественных мест в Москве. Аналогичные уведомления следом распространили власти Латвии, Швеции, Чехии, Германии, Канады и Южной Кореи.
Уже позже выяснится, что накануне, 6 марта, спецслужбы США предупредили правоохранительные органы России о готовящемся теракте, однако, по словам директора ФСБ Александра Бортникова, информация была лишена конкретики и не содержала объективных данных.
Две недели спустя, 22 марта, около 19:55 по московскому времени четверо вооруженных мужчин на Renault Symbol подъехали к входу в концертный зал «Крокус Сити Холл», расположенный на границе Москвы и подмосковного Красногорска.
Они вышли из автомобиля и ворвались внутрь, ведя огонь по всем, кто попадался на пути
Внутри здания нападавшие дошли до лестницы, ведущей в концертный зал, поднялись наверх и открыли огонь по зрителям, пришедшим на концерт группы «Пикник». Затем террористы подожгли партер при помощи канистр с легковоспламеняющейся жидкостью, которые они принесли с собой, и скрылись в 20:13 на том же Renault Symbol — вся атака заняла 18 минут.
В «Крокус Сити Холле» начался пожар: огонь охватил площадь, превышающую 13 тысяч квадратных метров. Пожарные вертолеты сбросили на горящее здание более 160 тонн воды, разрушив его купол.
Кровавая бойня унесла жизни по меньшей мере 145 человек, в том числе шести детей; точное число не установлено до сих пор — экспертизы продолжаются. Для одних летальными стали огнестрельные ранения, для других — отравление продуктами горения. Травмы, по официальным данным, получил еще 551 человек.
Атака на «Крокус Сити Холл» стала крупнейшим терактом в истории России со времен захвата школы в Беслане в 2004 году. На следующее утро четверых террористов задержали в Брянской области, в районе деревни Хацунь. Они на все том же Renault Symbol двигались в сторону границы с Украиной.
Там для них было подготовлено «окно» для перехода через линию боевого соприкосновения
Вечером 23 марта в Москве и Подмосковье задержали еще шестерых пособников — все они входили в ячейку «Вилаят Хорасан» (принадлежит афганскому крылу ИГ). Возраст террористов — от 19 до 34 лет, причем, как отметила официальный представитель МВД РФ Ирина Волк, все они — иностранцы.
Один из них, Шамсидин Фаридуни (внесен в России в перечень террористов и экстремистов), сразу же признался, что получил в одном из мессенджеров предложение якобы от помощника проповедника стрелять в людей за деньги.
Фаридуни пообещали за страшный теракт полмиллиона рублей: половину из этой суммы он успел получить на банковскую карту. По факту трагедии в Красногорске Следственный комитет России (СКР) возбудил уголовное дело по статье 205 («Теракт») УК РФ.
Позже, в середине апреля, в отношении должностных лиц «Крокус Сити Холла», ответственных за пожарную безопасность, возбудили еще одно уголовное дело — по статье 293 («Халатность») УК РФ.
Как выяснилось, пожарная сигнализация и автоматическая система пожаротушения в здании не сработали в момент теракта
Кроме того, они были собраны с многочисленными нарушениями, а эвакуационные выходы оказались заперты висячими замками, что не позволило посетителям быстро эвакуироваться и увеличило число летальных исходов. По словам Александра Бортникова, атаку на «Крокус Сити Холл» готовили радикальные исламисты.
При этом им содействовали украинские спецслужбы, которые ведут подготовку боевиков на Ближнем Востоке. 24 мая Бортников также уточнил, что по делу о теракте в Красногорске были задержаны в общей сложности 20 человек — однако официального подтверждения этой информации от следствия не последовало.
Июнь. Захват CИЗО №1 в Ростове-на-Дону
16 июня 2024 года около 03:00 по московскому времени шестеро арестантов СИЗО №1 Ростова-на-Дону выбрались из камер и спустились по связанным простыням во двор, где прятались несколько часов. Рано утром беглецы взяли в заложники младшего инспектора СИЗО Виктора Кончакова.
Вторым заложником стал приехавший к ним на переговоры начальник оперативного управления ГУ ФСИН по Ростовской области полковник Александр Богма. По версии следствия, заключенные пытались проникнуть в служебные помещения, используя ключ захваченного младшего инспектора, но дежурная смена заблокировала их во дворе.
Захватчики, среди которых были террористы из ИГ, готовили свое преступление несколько месяцев: они заранее ослабили оконные решетки и благодаря этому сумели выбраться из камер.
По словам источника «Ленты.ру» в правоохранительных органах, злоумышленники были вооружены ножами с символикой ИГ и заточками. Кроме того, во время побега они завладели пожарными топорами, которые были на специальном щите во дворе, и отобрали у захваченного младшего инспектора резиновую палку.
Преступники потребовали машину, оружие и возможность уехать из СИЗО — с ними начались переговоры
Однако они не дали результатов — и спецназ ближе к полудню начал штурмовать СИЗО. Вся операция продлилась около трех минут: в ходе нее пятеро злоумышленников были ликвидированы, шестой получил огнестрельное ранение в голову и впал в кому, а заложников освободили.
Как выяснилось, среди беглецов были трое осужденных за подготовку взрыва в здании Верховного суда Карачаево-Черкесии: 27-летний Шамиль Акиев, 25-летний Азамат Цицкиев, а также 36-летний Тамерлан Гиреев (все трое внесены в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга). Приговор (сроки от 18 до 18,5 года колонии) им вынесли еще 19 декабря 2023 года, его никто не опротестовал.
Поэтому осталось непонятным, почему все трое осужденных так долго находились в СИЗО. По данным «Ленты.ру», с ними собирались проводить следственные действия по новому уголовному делу, однако официально такая информация не подтвердилась.
Как бы то ни было, в СИЗО Акиев, Цицкиев и Гиреев сдружились с арестованным за причастность к незаконному обороту оружия и взрывчатки 22-летним Маликом Гандалоевым (внесен в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга), студентом Астраханской государственной медицинской академии и сыном бывшего главврача больницы в Ингушетии.
Также к заговорщикам примкнули осужденный за грабеж Магометрасул Сайпудинов и Даниил Камнев (оба внесены в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга), подсудимый по делу о торговле наркотиками
Он единственный выжил при штурме и стал фигурантом дела о побеге из мест лишения свободы, дезорганизации работы учреждения, обеспечивающего изоляцию от общества, и захвате заложников.
Глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн назвал удивительным тот факт, что осужденных за попытку теракта в Верховном суде Карачаево-Черкесской Республики посадили в одну камеру, из которой они вместе сумели организовать побег.
А правозащитница Ева Меркачева обратила внимание, что в ростовском СИЗО №1 все осужденные носили бороды и имели явно запрещенные предметы, в том числе телефоны
При этом изолятор считался лучшим учреждением регионального управления Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России.
Правда, уже в декабре выяснилось, что нарушений в «образцовом» СИЗО №1 было более чем достаточно: так, один из младших инспекторов женского отделения изолятора водил в мужское арестанток — и за каждый такой визит лично получал 100 тысяч рублей.
Июнь. Атаки террористов в Махачкале и Дербенте
23 июня 2024 года в 17:50 в Дербенте на улице Гейдара Таги-Заде вооруженные автоматическим оружием и коктейлями Молотова религиозные радикалы напали на синагогу Келе-Нумаз, расправившись с полицейским патрулем, дежурившим у входа, и сотрудником ЧОП внутри здания. Саму синагогу (памятник архитектуры XIX века, находившийся под охраной государства) подожгли — она полностью выгорела к часу ночи.
Одновременно на улице Ленина другая группа радикалов напала на храм Покрова Пресвятой Богородицы, где расправилась с охранником и подожгла иконостас. Кроме того, террористы вломились в дом 66-летнего протоиерея, старейшего клирика Махачкалинской епархии Николая (Котельникова) — выстрел в голову стал для него летальным.
В те же минуты в Махачкале на улице Ермошкина третья группа радикалов из автоматов обстреляла синагогу, расправившись с охранником. Следом был атакован Свято-Успенский кафедральный собор: нападение стало летальным для сотрудника ЧОП Михаила Вавилина.
Полиция Дагестана среагировала быстро: уже через пять минут нападавшие были блокированы в разных местах — пятерых из них ликвидировали в ходе перестрелки. Как выяснилось, свои действия они координировали через общий канал в одном из мессенджеров — его заставкой была фотография протоиерея Николая (Котельникова).
По версии следствия, именно он был главной целью атаки в Дагестане
Столкновения с радикалами стали летальными для 15 полицейских и четверых гражданских — сотрудников ЧОП. Ранения получили 46 человек, в том числе 13 полицейских. Одного из них не стало на следующий день от полученных ранений.
Между тем все нападавшие, мужчины 28-43 лет, оказались членами обеспеченных и успешных семей из села Сергокала. Большая их часть приходилась родственниками главе района. Никто из нападавших не состоял на учете как ваххабит, хотя при обысках в их домах нашли огромное количество экстремистской литературы.
Как рассказал «Ленте.ру» на условиях анонимности действующий сотрудник правоохранительных органов, специализирующийся на религиозном экстремизме, в Дагестане активизировалась «спящая ячейка», которая выпала из поля зрения силовиков. Именно ее участники совершили июньский теракт — и собирались проливать все новую и новую кровь, причем представителей других религий. Лишь действия полиции предотвратили большую трагедию.
В ходе расследования уголовного дела выяснилось, что нападения готовили и осуществляли 11 человек, объединенные идеей «национальной и религиозной ненависти к гражданам государства Израиль», которые дали присягу на верность («баят») лидеру группы, сыну главы района, и записали ее на видео. Всех выживших (шесть человек) задержали 2 июля.
Сама идея возникла в октябре 2023 года, после начала палестино-израильского конфликта
Тогда в Дагестане вспыхнули антисионистские беспорядки, известные, в частности, тем, что 28 октября агрессивно настроенные молодые люди захватили аэропорт Уйташ в Махачкале, куда якобы должен был приземлиться самолет с беженцами из Тель-Авива. Волнения удалось загасить, но, как выяснилось, не задавить.
С того момента члены «спящей ячейки» готовились к большой атаке: они собирали СВУ, оружие и боеприпасы. Шестеро ее уцелевших участников сейчас находятся в Москве: их обвиняют в терроризме, участии в экстремистской деятельности и незаконном обороте оружия. Вину они не признают.
Бывший глава Серокалинского района и его сын также арестованы, но по другому делу — их обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями, подделке документов и мошенничестве. Прямая связь между экс-чиновником и тем, что двоих его сыновей ликвидировали при задержании (один из них и вовсе возглавлял ячейку), так и не была установлена.
Август. Захват колонии в Суровикино
23 августа 2024 года четверо заключенных исправительной колонии №19 (ИК-19) в городе Суровикино (Волгоградская область) во время заседания дисциплинарной комиссии захватили заложников. При этом они заявили о своей принадлежности к ИГ.
Захват террористы готовили заранее: в день преступления они оказались вооружены ножами, молотками, ножницами и даже самодельным взрывным устройством (СВУ) — поясом шахида, изготовленным прямо в колонии. Известно, что на дисциплинарную комиссию всех террористов вызвали из-за разбора конфликта с другими заключенными.
Не исключено, что он был создан заговорщиками специально, как возможность собрать руководство колонии в одном месте и спокойно проникнуть к нему. По правилам, в помещение для заседания дисциплинарной комиссии осужденные проходят через тамбур-накопитель и рамку металлодетектора.
Однако в тот день процедура оказалась нарушена — вероятно, из-за срочности заседания. На самом заседании вооруженные заговорщики захватили часть административного корпуса и взяли в заложники 12 человек: восемь сотрудников колонии, в том числе ее начальника и его заместителя, а также четверых заключенных — как вызванных на комиссию, так и из хозотряда.
Но полностью захватить здание они не смогли и забаррикадировались в одном кабинете, откуда смогли выйти в интернет и поддерживать связь по телефонам
Там террористы молотками и заточками нанесли ранения заложникам и, бросив тяжелораненых, но под прикрытием одного из них, сотрудника колонии Сергея Гордополова, вышли на плац.
На плацу злоумышленники развернули флаг ИГ и продолжили издеваться над Гордополовым. О причинах они говорили по-разному: сначала — что это месть за задержанных террористов «Крокус Сити Холла», потом — что это реакция на запрет носить бороды в колонии, а также изъятие у них священных книг и молитвенных ковриков.
В ходе переговоров (по сути, террористы просто перекрикивались с правоохранителями через забор) они потребовали вертолет и два миллиона долларов, а чуть позже предложили обменять заложника на своего единоверца, находящегося в ШИЗО.
Оценив агрессивное поведение преступников и состояние истекающего кровью заложника, спецназ пошел на штурм
Операция началась в 16:00 — примерно через 3,5 часа после захвата заложников. В ходе штурма террористы безуспешно пытались активировать бомбу и были ликвидированы.
Примечательно, что ни один из них до ареста не был замечен в религиозности, тем более — в экстремизме. Трое из четверых террористов получили сроки за распространение наркотиков, четвертый — за причинение тяжкого вреда здоровью.
Их фамилии так и не были официально озвучены, а те, что фигурировали в Telegram-каналах, были ошибочными, отметили во ФСИН
Захват унес жизни троих сотрудников ИК-19. Четвертого, Сергея Гордополова, которым прикрывались преступники, сутки спустя не стало в больнице. Также террористы расправились с четырьмя заложниками-заключенными. Тяжелые травмы получили 12 человек, в основном — сотрудники ФСИН.
Начальник ИК-19 после произошедшего много недель провел в больнице, а после не прошел медкомиссию. В итоге 23 декабря у колонии в Суровикино появился новый начальник.
Ноябрь. Подрыв капитана ВМФ в Севастополе
Около 10:00 13 ноября в Севастополе на улице Тараса Шевченко прогремел взрыв — на воздух взлетел черный внедорожник Chevrolet Валерия Транковского, капитана 1-го ранга ВМФ России. Прибывшие пожарные передали раненого врачам скорой помощи, но спасти офицера не удалось.
Валерий Транковский служил начальником штаба Азовского военно-морского района Черноморского флота России. Мощность взрывного устройства фугасного типа составила около одного килограмма в тротиловом эквиваленте, его активировали при помощи радиосигнала.
Причем характер обнаруженной на месте происшествия электроники показывал, что киллер не только видел машину, но и находился от нее в непосредственной близости.
Неделю спустя, 19 ноября, сотрудники ФСБ задержали в Крыму подозреваемых в преступлении — 38-летнюю жительницу Севастополя и 47-летнего жителя Ялты. По данным спецслужбы, задержанные действовали по заданию Службы безопасности Украины (СБУ).
Завербовали их еще в 2023 году, и к теракту они готовились больше года
Женщина наблюдала за Транковским, фиксируя его адреса, маршруты передвижения и распорядок дня. Ее сообщник изготовил СВУ, установил его на автомобиль офицера ВМФ и позже привел в действие.
Задержанные признали свою вину и были отправлены в СИЗО. Уголовное дело расследуется по статьям 205 («Теракт») УК РФ и 222.1 («Незаконный оборот взрывчатых веществ и взрывных устройств») УК РФ.
Декабрь. Подрыв генерал-лейтенанта Игоря Кириллова в Москве
Рано утром во вторник, 17 декабря, на Рязанском проспекте в Москве прогремел взрыв, унесший жизнь генерал-лейтенанта Игоря Кириллова и его помощника Ильи Поликарпова. Кириллов командовал войсками радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) Вооруженных сил (ВС) России.
Бомба была прикреплена к ручке электросамоката и активирована в тот момент, когда Кириллов вместе со своим помощником вышли из дома и направились к служебной машине. Ответственность за теракт взяла на себя СБУ — об этом, в частности, сообщали агентства «Укринформ» и Reuters со ссылкой на источники в ведомстве.
В СКР по факту преступления возбудили уголовное дело по ряду статьей, в том числе 205 («Теракт») и 222 («Незаконный оборот оружия») УК РФ. На следующий день, 18 декабря, исполнителя теракта задержали в подмосковной деревне Черное. Им оказался 29-летний гражданин Узбекистана, который на допросе признался, что был завербован украинской разведкой.
По данным ФСБ, за теракт против генерал-лейтенанта Кириллова злоумышленнику обещали гонорар в 100 тысяч долларов.Кроме того, злоумышленник рассчитывал, что ему обеспечат выезд на территорию Евросоюза и проживание там. Теперь же по совокупности обвинений ему грозит пожизненный срок.