После крушения самолета Azerbaijan Airlines выжили по меньшей мере 32 человека
Обновлено в 14:50
По последним данным, в катастрофе пассажирского самолета Embraer 190 выжили 32 человека. Лайнер Azerbaijan Airlines следовал из Баку в Грозный и потерпел крушение в районе аэропорта казахстанского города Актау. На борту были граждане Азербайджана, России, Казахстана и Киргизии. Всего 67 человек, среди них 16 граждан России. Выжили в основном те, кто находился в хвостовой части самолета, сообщил оперштаб. Оба пилота погибли.
На кадрах очевидцев запечатлены последние минуты полета Embraer, видно, что самолет падал в поле, с креном вправо. Удар пришелся в нос и правое крыло лайнера, после удара он сразу загорелся.
Аэропорт Грозного не смог принять рейс из-за тумана, поэтому борт был перенаправлен сначала в Махачкалу, затем в казахстанский Актау. На карте сервиса Flightradar видно, что самолет сменил курс над Каспийским морем и начал кружить над прибрежным Актау. В оперативных службах заявили, что самолет пытался сесть в ручном режиме после отказа автоматических систем.
Как сообщили в Казавианавигации, лайнер столкнулся со стаей птиц. Это пока приоритетная версия. Комментирует заслуженный пилот СССР, член Общественного совета Росавиации и Ространснадзора Олег Смирнов:
— Не имея объективных данных, сложно говорить о причинах случившегося, но фактом является то, что экипажем была объявлена аварийная ситуация, пока по еще не подтвержденным данным, вызванная попаданием птиц.
— Появилось видео последних двух минут падения самолета, на них отчетливо видно, как он периодически пытается набрать высоту, но затем выравнивается, начинает падать, падение начинается под 45 градусов, о чем это говорит?
— Экипаж был в рабочем состоянии, понимает, что он приближается к земле, у него автоматически начинаются действия, которые бы предотвратили лобовое столкновение, что влечет за собой большее количество погибших при катастрофе. Это же самое говорит еще и о том, что, если рассуждать дальше о следующей возможной причине, как теракт, то есть кто-то вмешивался в управление самолетом, кто-то принуждал действовать пилотов не так, как нужно, чтобы спасти жизни людей, а чтобы закончилось это катастрофой. Конечно, птица может быть причиной этого происшествия, потому что подобные происшествия ежедневно в мире происходят, но все они заканчиваются более или менее благополучно. В данном случае произошло то, что птица могла попасть и повредить органы управления самолетом, и это отказ двигателя может произойти, даже разрушение двигателя от попадания птицы с последующим возгоранием. Как правило, самые тяжелые последствия после попадания в двигатель, который в лучшем случае просто останавливается, но у него два двигателя, поэтому он на одном оставшемся двигателе может спокойно продолжать полет, но может попасть и в некую конструкцию, которая управляет самолетом, рулями. Это уже сложнее ситуация, когда невозможно управлять самолетом экипажу. Только комиссия разберется с этим делом, части самолета остались целы, там не составит труда установить, какой отказ произошел.
Сейчас продолжается разбор завалов и поиск бортовых самописцев. Все 32 выживших в катастрофе Embraer доставлены в больницу. Из Астаны в Актау прибыл борт санитарной авиации с бригадой специалистов в составе хирургов, травматологов.
Сейчас продолжается разбор завалов и поиск бортовых самописцев. Все выжившие в катастрофе Embraer доставлены в больницу. Из Астаны в Актау прибыл борт санитарной авиации с бригадой специалистов в составе хирургов, травматологов. Сформирована комиссия по расследованию.
Предварительной причиной крушения лайнера остается столкновение со стаей птиц, после чего у самолета произошел отказ рулевого управления. Мнение члена комиссии при президенте России по вопросам развития авиации общего назначения, заслуженного пилота России Юрия Сытника:
— Мне кажется, он пытался заходить на посадку, но без работающих двигателей, потому что довольно отвесное пикирование для сохранения скорости, немного промазал мимо полосы, стал разворачиваться. Говорят, что все-таки работало ручное управление, то есть самолет управлялся, не переворачивался, сильно не кренился, более 45 градусов, но все равно пытался вернуться, это говорит о том, что он управляется. А то, что не долетел до полосы 500-800 метров, говорит о том, что высоты не хватило, а двигатель не работает. Если бы двигатели работали, тогда он мог бы выполнить нормальный заход на посадку. Понятно, что он пытался сесть на аэродроме, потому что шасси были выпущены. При посадке вне аэродрома шасси не выпускаются, потому что посадка на фюзеляж, на брюхо самолета более безопасна, чем с выпущенным шасси, это тоже аксиома. Если он доложил, что произошло столкновение с птицами, это скорее не одна птица, а стая. Два двигателя вышли из строя, тогда автоматика не работает, значит, он остался на ручном управлении. Вполне возможно, что были птицы, а могла другая быть причина. Топливо не поступает в двигатели по нескольким причинам: или замерзло в трубопроводах, или фильтры забиты, не пропускают в двигатели, или оно банально кончилось. Если стояли двигатели, надо разбираться, «черные ящики» дадут ответ — работали двигатели или нет, было управление или нет, был взрыв на борту или нет. Embraer 190 — это одноклассник нашего Superjet, очень свежая модель, они начали выпускать после 2000 года. Нормальный самолет, их много по всей России. Минусы у него: во-первых, импортная машина, психология построения машины не российская, она сделана по западному образцу, дальность не очень большая — всего 3,5 тысячи километров. Есть какие-то особенности по пилотированию у него.
— Все выжившие почти из хвостовой части.
— Это говорит о том, что он жестко ударился о землю, и там, где наиболее подвержен фюзеляж, он там разломился, и какая-то часть отлетела, и могли люди остаться живы, конечно, травмированы, но живы. Чудо.
Комментирует летчик первого класса Андрей Литвинов:
— Что-то я сомневаюсь, что это как-то связано с птицами. Во-первых, видно, как самолет летит. У него работают двигатели, видно, что возможен отказ одного двигателя, потому что он начал крениться. Но, возможно, если птица попала, и может быть помпаж двигателя, то есть он работает, но с перерывами, хлопки раздаются, но тяга при этом есть, он не падает, не планирует, двигатели работают. Визуально он идет на посадку, и видно, что экипаж целится на полосу, поэтому, судя по флайтрадарам, он целился на полосу. Его траектория движения нарисована в виде восьмерки, он прицеливался, пытался сесть. Такая ситуация обычно вызывает проблемы с управлением, [возможно, включили] режим, при котором напрямую самолет управляется без вмешательства компьютера, не компьютер рулит самолетом вместе с экипажем, а прямое воздействие на рули, как наши самолеты раньше летали «Як-40» без компьютера.
— Раньше да, а сейчас это скорее аномальная ситуация?
— Не аномальная, мы готовы к такой ситуации, эта ситуация каждый раз отрабатывается на тренажере, но из-за этой ситуации произошла катастрофа в «Шереметьево».
— Тогда была большая дискуссия по поводу того, что многие летчики на самом деле уже не умеют в этом режиме летать.
— Да, режим неприятный, но перед тем как произошел случай в «Шереметьево», и до этого было семь отказов таких, и семь командиров справились с этими отказами.
— Обращает на себя внимание очень большое количество выживших.
— Потому что видно на кадрах, что самолет готовился к посадке, у него были выпущены шасси. Если шасси выпущены, экипаж осознавал, что он идет на посадку, готовился к ней, целился на полосу, но произошел жесткий удар. Это было не падение самолета, это была жесткая посадка.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев возвращается из Петербурга в Баку после крушения самолета в Казахстане. В Петербург он прибыл на неформальный саммит лидеров стран СНГ.