Последний полет: почему рухнул Ту-154 под Сочи

Последний полет разбившегося Ту-154 продолжался около двух минут. Военный борт даже не успел набрать высоту и крейсерскую скорость, когда пропал с радаров. А спустя несколько часов его нашли в Черном море – в полутора километрах от берега на глубине около 70 метров. При таком крушении шансы на выживание были практически нулевые. В списке погибших – артисты ансамбля Александрова, журналисты и руководитель благотворительного фонда Елизавета Глинка, более известная как доктор Лиза. Спустя восемь лет «Кубань-Информ» вспоминает детали этой трагедии.

Последний полет: почему рухнул Ту-154 под Сочи
© Кубань-Информ

Роковое воскресенье

25 декабря 2016 года Ту-154 Минобороны России направлялся с подмосковного аэродрома Чкаловский в Сирию. На его борту находились 84 пассажира и восемь членов экипажа, а также 150 килограммов гуманитарного груза – продукты питания и медикаменты.

Больше всего кресел в салоне воздушного судна занимал Ансамбль песни и пляски имени Александрова. Артисты планировали дать концерт для военнослужащих нашей авиационной базы. Рядом с ними находились девять журналистов центральных телеканалов. Они следовали в Сирию для плановой замены работающих в этой стране коллег. Компанию им составил директор департамента культуры Минобороны Антон Губанков и его пресс-секретарь Оксана Бадрутдинова. Также на Ту-154 летела спасать слабых и обездоленных Елизавета Глинка — доктор Лиза. Но в этот раз довести свою миссию до конца ей было не суждено.

Лайнер должен был сесть на дозаправку в Моздоке, однако из-за непогоды его направили в Сочи. В 5:25 утра Ту-154 взлетел с аэродрома Адлер. После двух правых разворотов экипаж должен был взять курс на восток, в сторону Каспийского моря, но спустя примерно две минуты после отрыва от взлетной полосы самолет пропал с экранов радаров.

Надежда умирает последней

В тот день синоптики прогнозировали в районе Сочи переменную облачность, слабый дождь, легкий ветер и плюсовую температуру. Это вполне подходящие для полета условия. К тому же в кабине находился достаточно опытный экипаж. Потому вначале была надежда, что самолет цел, а связаться с землей и быть в зоне видимости радаров ему не позволяют какие-то технические неисправности.

Но вскоре надежды растаяли. Сотрудники Государственной инспекции по маломерным судам в 5,5 км от берега обнаружили большое маслянистое пятно. А чуть позже нашли в воде фрагменты лайнера и плавающие вещи пассажиров.

Свидетелем крушения Ту-154 стал сотрудник береговой охраны пограничных войск ФСБ. Мужчина находился на катере в Черном море, когда самолет стал снижаться. С его слов, борт летел на небольшой скорости с «неестественно задранным вверх носом». Вместо того чтобы набирать высоту, он как будто собирался сесть на поверхность моря. В следующее мгновение самолет задел воду хвостом, который при ударе отвалился.

При такой катастрофе шансы на выживание были практически нулевые. Военные и спасатели почти сразу признали: все, кто находились на борту, погибли.

Поисковая операция началась в тот же день. Были привлечены все поисково-спасательные службы Министерства обороны и других федеральных ведомств. Всего были задействованы более 3,6 тысяч человек и свыше 500 единиц техники, в том числе 45 плавсредств, 15 самолетов, 16 вертолетов и БПЛА.

Обломки самолета и останки погибших водолазы обнаружили в 1700 метров от берега на дне Черного моря – это примерно 70-метровая глубина. Акустические средства в данном месте определили радиус их разброса, который составлял около 500 метров.

Основную фазу поисково-спасательной операции на месте крушения лайнера завершили спустя пять дней, 29 декабря 2016 года. К тому моменту спасатели подняли на поверхность все основные фрагменты разбившегося самолета. А полностью поисковые работы в акватории Черного моря на месте крушения Ту-154 завершились только весной 2017 года.

Что случилось в тот роковой день?

Следствие длилось более трех лет. Эксперты рассматривали порядка 15 версий трагедии. Причиной крушения могли стать техническая неисправность, попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, ошибки экипажа или перегрузка судна.

Подозревали и теракт: уж очень большим был разброс обломков. Это могло означать, что Ту-154 разрушился еще в воздухе. Однако специалисты исключили такой вариант: части лайнера растащило сильное течение.

После полной расшифровки черных ящиков — параметрического и речевого — эксперты Минобороны заявили, что самолет с пассажирами сгубила совокупность нескольких факторов: борт отправился в последний рейс перегруженным, а второй пилот, будучи военным летчиком, вероятно, перепутал рычаги управления шасси и закрылками. Когда экипаж заметил ошибку, было уже поздно: тяжелому Ту-154 попросту не хватило высоты для спасительного маневра.

Было ясно, что нештатная ситуация стала полной неожиданностью для экипажа, они даже не успели подать сигнал бедствия. Поначалу командир 35-летний майор Роман Волков и второй пилот Александр Ровенский растерялись, но быстро взяли себя в руки и до последних секунд пытались спасти воздушное судно.

Однако официальную версию трагедии услышать так и не удалось: в 2019 году расследование причин катастрофы завершили, а его итоги засекретили. Это не устроило родственников погибших, и в апреле 2020-го Мосгорсуд направил дело на новое рассмотрение.

Память о земляках

Среди музыкантов на борту Ту-154 был и 25-летний вокалист коллектива из Лабинска Михаил Васин. На выступление он отправился вместе со своей невестой 22-летней Ралиной Гильмановой – она тоже артистка. Предложение руки и сердца молодой человек сделал незадолго до той последней командировки. Свадьбу хотели сыграть, когда вернутся…

А в кресле помощника командира ВС ровно восемь лет назад сидел армавирец Александр Ровенский. К тому моменту в небе он провел более 10 тысяч часов. А дома его ждала жена Алеся и две дочки. Когда он погиб, старшей было пять лет, младшей – всего два года.

Сейчас в Сочи о той страшной трагедии напоминает памятник, установленный спустя два с половиной года после авиакатастрофы. Только на набережной реки Мзымта нашелся свободный клочок земли для монумента, который сделал за свой счет один из меценатов, пожелавший остаться анонимным.