В КБР суд оправдал обвиненную в крупном мошенничестве предпринимательницу
Оправдательный приговор по делу о крупном мошенничестве, вынесенный Прохладненским районным судом Кабардино-Балкарии предпринимательнице Тамаре Эржибовой, стал событием для бизнес-сообщества республики. Ее коллеги восприняли его с воодушевлением и надеждой на то, что под уголовную статью теперь подпадут те, кто сфабриковал это дело.
- Я убеждена, что качественные семена, отданные моим предприятием на переработку, подменили или испортили, попытавшись нам вернуть неликвид. Когда это вскрылось, мы поставили вопрос о возмещении причиненного ущерба, который на тот момент превышал 30 миллионов рублей, после чего был запущен процесс фабрикации в отношении меня уголовного дела. У меня ушло семь лет на то, чтобы доказать свою невиновность, - сокрушается Эржибова.
В 2016 году по просьбе близкого родственника, известного в республике ученого-семеновода, она взялась выращивать семенную кукурузу. Под его руководством в Зольском районе проходила посевная, работы по уходу, а затем уборка. С 90 гектаров собрали 545 тонн кукурузы. Акт апробации о ее соответствии семенному ГОСТу был выдан специалистами Ростовского филиала Россельхозцентра, которые контролировали весь процесс выращивания. Осенью того же 2016 года семена привезли на "Прохладненское хлебоприемное предприятие" (ПХПП), с которым был предварительно заключен договор о сушке, обмолоте и калибровке семян.
- Анализ, проведенный в Прохладненском отделе филиала ФГБУ "Россельхозцентр" по КБР по заявке самого ПХПП в момент приемки семян, показал, что их всхожесть составляет 96 процентов, а энергия прорастания - 95 процентов. Причем пробы для анализа отбирались с каждой партии, - рассказывает Эржибова.
По ее словам, после переработки семена были упакованы в мешки с пришитыми к ним ярлыками, подтверждающими, что они соответствуют ГОСТу. Замечаний к качеству кукурузы у специалистов ПХПП не было ни в ходе приемки, ни при последующей ее переработке.
- Спустя пять месяцев позвонил директор элеватора и сказал, что работа выполнена, можно забирать готовые к посадке семена, - продолжает Тамара Анатольевна. - Я приехала за ними вместе с представителем Ростовского филиала Россельхозцентра, с которым у нас был заключен договор на то, чтобы его специалисты следили за качеством семян. Нас встретила заведующая лабораторией элеватора. Она сказала, что образцы продукции для проведения анализа на качество семян после их переработки уже подготовлены. Завлабораторией элеватора указала нам на целлофановые пакеты с насыпанным в них желтым зерном. Я подвоха не заметила, а вот представитель Россельхозцентра завил, что, согласно инструкции, он должен взять образцы из уже подготовленных к отгрузке заказчику и опломбированных мешков. Он действовал строго по инструкции и увез с собой взятые пробы. А когда позвонил после проведенного в лаборатории Ростовского филиала Россельхозцентра анализа, я была просто шокирована. Оказалось, в целлофановых кульках семе-на кукурузы соответствуют ГОСТу, а те, что были взяты из опломбированных мешков, некондиционные, то есть заражены плесенью на 100 процентов, обладают крайне низкой всхожестью и подлежат списанию с последующей утилизацией. Из-за того, что зерна протравили от вредителей, их нельзя было пустить даже на корм скоту. С этой информацией я пришла к директору элеватора, но тому сказать было нечего.
Что же произошло с семенной кукурузой? Версий может быть несколько. Учитывая ущерб, разобраться в этом должны компетентные органы. Но в любом случае хлебоприемное предприятие, согласно заключенному договору, несет ответственность за соблюдение технологии при приеме и переработке зерна, а также за обеспечение его сохранности. А в случае его порчи или недостачи элеватор, в соответствии все с тем же договором, обязан возместить убытки. Однако его директор Владимир Семенов этого не сделал. Пришлось хозяйке семян обращаться в Арбитражный суд КБР с иском о взыскании с элеватора стоимости испорченной кукурузы.
Процесс по этому делу был долгим и громким. Он привлек внимание общественности, в том числе одного из самых авторитетных правозащитников республики, специального уполномоченного по защите прав сельхозпроизводителей Жантемира Губачикова (к сожалению, два года назад он ушел из жизни). Возмущенный тем, что суд четыре года рассматривал простое дело, он прямо заявил, что за элеватором стоят высокопоставленные чиновники, уверенные в своей безнаказанности.
Арбитражный суд КБР вынес решение о возмещении ущерба Эржибовой. Однако ПХПП его обжаловало, и 16-й Арбитражный апелляционный суд отказал в удовлетворении исковых требований предпринимательницы на основании предположения, что кукуруза могла испортиться в поле, а при приемке на элеватор этого могли не заметить. Остается лишь диву даваться, что в основу судебного вердикта было положено ничем не подкрепленное предположение. Последствия решения арбитражного суда для Эржибовой оказались убийственными. Оставшись без оборотных средств, ее предприятие уже не смогло заниматься сельхозпроизводством, всех сотрудников пришлось уволить.
Кстати, еще в апреле 2017 года юристы ее предприятия обратились в правоохранительные органы Прохладненского района с заявлением, в котором просили установить, куда делось семенное зерно. Как рассказала Эржибова, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по ее заявлению выносилось более 10 раз, причем это происходило без проведения предварительного расследования. Предприниматель была вынуждена обратиться с жалобой в Генпрокуратуру РФ.
В марте 2021 года ее проинформировали, что проведенная проверка показала: постановление об отказе возбудить уголовное дело "по факту противоправных действий генерального директора Прохладненского хлебоприемного предприятия Семенова В. И. при исполнении договора на прием, сушку и калибровку семенной кукурузы вынесено преждевременно. Материал направлен для проведения дополнительной проверки, прокурору республики поручено принять меры для отмены незаконного постановления и устранения выявленных нарушений закона".
Тем временем по заявлению самого Семенова уголовное дело по статье 30 УК РФ и по части 4 статьи 159 УК РФ ("Покушение на мошенничество в особо крупном размере") было возбуждено уже в отношении самой предпринимательницы. Директор элеватора утверждал, что Эржибова, которая требовала вернуть ей семена или возместить их стоимость, тем самым пыталась забрать себе элеватор, то есть планировала совершить мошенничество в особо крупном размере. И вот этому делу был быстро дан ход.
- До суда его довел следователь СО МВД России "Прохладненский" Тимур Нагоев, - поясняет Эржибова. - Он не скрывал своего негативного отношения. Пришел ко мне домой с обыском в сопровождении восьми сотрудников МВД. А сам следователь садился на скамейку возле моего подъезда, поджидал соседей, которым сообщал, что я мошенница. А когда после перенесенного стресса, надорвав сердце, я попала в больницу, пришел туда с той же информацией. Люди, знающие меня много лет, были просто шокированы. Но теперь, когда я оправдана, вряд ли дождусь от него извинений.
Обвинения в ее отношении лопнули в Прохладненском районном суде. Свыше двух лет под председательством Замира Бозиева продолжалось судебное следствие, в ходе которого были допрошены десятки заявленных следствием свидетелей обвинения.
- За исключением троих из них - директора элеватора, его сына и заведующей лабораторией, остальные свидетели отказались от показаний, приведенных в материалах уголовного дела, - поясняет адвокат Алим Таукенов. - Подписанное Нагоевым обвинительное заключение на 40 листах утвердил заместитель прокурора Прохладненского района Артур Тхагапсоев. Сотрудник районной прокуратуры Амир Сабанчиев во время прений запросил для 68-летней подсудимой 3,8 года лишения свободы в колонии общего режима, предложив взять ее под стражу сразу после объявления приговора.
Но суд оправдал Тамару Эржибову по всем статьям предъявленного обвинения, признав за ней право на реабилитацию. Тамара Анатольевна верит, что бумеранг, запущенный ее оппонентами, вернется к ним. А "РГ" надеется, что теперь ситуацию возьмет под свой контроль Генеральная прокуратура РФ.
Кстати
В свое время "РГ" также помогла отстоять честное имя и добиться справедливости фермеру из Кабардино-Балкарии Джульетте Кардановой. Молодая женщина, получившая грант на развитие животноводства по программе "Начинающий фермер", с подачи местных полицейских стала фигурантом уголовного дела о мошенничестве. Пять лет Джульетта отбивалась от абсурдных обвинений. Все это время "РГ" была рядом с ней.
В прошлом году мы поздравили ее с очередной победой: Верховный суд КБР вдвое - до одного миллиона рублей - увеличил ей сумму компенсации за незаконное уголовное преследование. Жаль только, что этот миллион Джульетте выплатила казна, а не те, кто так усердно фабриковал в отношении нее уголовное дело. Мы даже не знаем, были ли они привлечены к ответственности.
Надеемся узнать об этом, а также о юридических последствиях оправдания Тамары Эржибовой для причастных к ее уголовному делу сотрудников СО МВД России "Прохладненский" от прокурора Кабардино-Балкарии Николая Хабарова. Просим считать данную публикацию официальным запросом в республиканскую прокуратуру.