Как проходит ликвидация последствий разлития нефтепродуктов в Керченском проливе
По данным МЧС, от разлившегося мазута после ЧП с нефтяными танкерами на Кубани необходимо очистить 54 километра берега Черного моря. За последние дни площадь загрязнения выросла еще на пять километров. Дошел мазут и до берегов Керченского полуострова: мыса Змеиный и крепости Ени-Кале. Правда, пятна оперативно убрали, мониторинг продолжается.
Однако специалисты предупреждают, что площадь загрязнения, скорее всего, вырастет, ибо нефтепродукты продолжают просачиваться из затонувших частей потерпевших кораблекрушение танкеров. Это выяснилось после того, как водолазы, обследовав лежащий на дне кусок отколовшегося судна "Волгонефть 212", увидели выход мазута из танков. Установленные боновые ограждения , судя по всему, не помогают, мазутные пятна продолжают расползаться по берегу. По информации МЧС, в Темрюкском районе предстоит очистить от загрязнения 10 километров морского берега, а в Анапе - 44 километра. К работам по их ликвидации привлечено более 8 тыс. человек и свыше 300 единиц техники.
Идем по пляжу, растянувшемуся на десятки километров. На подходе к участкам в нос ударяют едкие испарения нефтепродуктов. Порывы ветра разгоняют их, но ненадолго, поэтому волонтерам рекомендуется делать перерывы в работе и находиться "в полях" не более двух часов. На руки выдают респираторы, но в первые дни их, по словам добровольцев, не хватало. Сейчас эта проблема решена. Впрочем, региональное управление Роспотребнадзора, регулярно отслеживающее состояние атмосферного воздуха в поселках Анапы и Темрюкского района, сообщило, что показатели соответствуют установленным санитарно-гигиеническим нормативам. Однако заниматься уборкой нефтепродуктов без средств защиты запрещено. Идем по пляжу поселка Витязево. Под ногами тяжелые сгустки мазута. Где-то они расползлись тонкой пленкой, а где-то толстым слоем, и волонтеры отваливают пласты в небольшие насыпи, а затем собирают в мешки. За несколько часов их уже здесь десятки сотен. Гудят экскаваторы. Иной раз приходится снимать слой песка в 20-40 сантиметров, мазут быстро просачивается в глубь пляжа.
Краснодарские власти уже сейчас задумались о весне, когда осевший по большей части на морском дне мазут будет подниматься на поверхность воды
Анапский поселок Витязево превратился в своеобразный волонтерский центр. Здесь создано сразу два оперативных штаба. Один занимается координацией действий посланцев кубанских муниципалитетов, которые каждое утро доставляют добровольцев из городов и районов края. Второй принимает, размещает, определяет фронт работ, а также обеспечивает защитной одеждой и расходными материалами неорганизованные группы волонтеров, которых с каждым днем становится все больше.
Работы здесь непочатый край, поэтому все заняты делом. Пока одни очищают берег от нефтепродуктов, другие прочесывают его в поисках животных, которым нужна помощь. Животных отмывают, дают необходимые препараты, кормят и отправляют на реабилитацию. Около 1000 птиц уже передали для дальнейшего восстановления в центры реабилитации животных. К сожалению, спасти удается не всех животных.
В минувшие выходные с кубанских пляжей убрали около 12 тысячи тонн загрязненного грунта и в целом с начала работ очистили более 34 км береговой линии. На участках, где мониторинговые группы фиксируют повторные выбросы, организуют уборку нефтепродуктов еще раз.
Как сообщил губернатор региона Вениамин Кондратьев, сейчас этой работой занимаются более восьми тысяч человек. По его словам, загрязненный песок с мазутом вывозится для уничтожения на специализированные предприятия. В месте разлива установлены боновые заграждения, поверхность моря обрабатывается сорбентом. "Не менее месяца потребуется на устранение нефтепродуктов с побережья и из акватории Краснодарского края", - считает Вениамин Кондратьев.
Но не все так просто. По мнению ученых, ликвидация ущерба потребует значительных усилий. Кроме того краснодарские власти уже сейчас задумались о весне, когда осевший по большей части на морском дне мазут будет подниматься из-за повышения температуры воды. И тут важно не допустить того, чтобы он оказался на берегу. "В апреле-мае мы должны собрать мазут, пока он находится в море. От того, насколько успешно удастся решить эту задачу, зависит будущее одного из главных российских курортов", - заявил губернатор края.
Подсчитывать ущерб, нанесенный экономике курортного региона, пока никто не берется.
Мнение
Евгений Витишко, председатель рабочей группы по экологии Совета по правам человека при губернаторе Кубани:
- Сейчас многие задаются вопросом: почему не были извлечены уроки из подобной катастрофы, которая произошла 17 лет назад, в ноябре 2007 года. Тогда разлилось примерно 1,6 тысячи тонн нефтепродуктов, а теперь эта цифра как минимум в два раза больше, поэтому и последствия могут быть масштабнее. Но печально то, что мы наступаем на одни грабли. Ведь на государственном уровне по итогам керченской экологической катастрофы 2007 года так и не было принято каких-либо серьезных решений, направленных на повышение безопасности нефтяных перевозок: система ликвидации последствий разливов нефти осталась прежней, а рейдовая перевалка нефти в проливе продолжается до сих пор. Не исключаю, что нынешняя катастрофа стала следствием какой-то пиратской перевалки. На мой взгляд, существует серьезный пробел с правовым регулированием подобных перевозок. Где ответственность тех, кто разрешил эксплуатировать изношенные судна и санкционировал их выход в море в условиях сильнейшего шторма? В результате огромный ущерб не только окружающей среде, но и имиджу курортов, а в итоге - экономике региона. Вот и на этот раз капитаны обоих судов задержаны, им предъявлены обвинения. Но у меня вызывает недоумение, что пока не возникло вопросов к заказчикам перевозок на танкерах. По крайней мере, в открытых источниках не удалось найти об этом информацию. А ведь капитаны явно не самовольно приняли решение выйти в море, учитывая, что их суда предназначены только для эксплуатации на реках.