Эксперт по безопасности полетов назвал еще одну возможную причину инцидентов с Sukhoi Superjet 100
К двум инцидентам с самолетами Sukhoi Superjet 100, которые произошли в Анталье и Красноярске 24 и 25 ноября, могла привести неопытность экипажа, не распознавшего вовремя опасную перемену ветра. Таким мнением с «Парламентской газетой» 25 ноября поделился бывший командир воздушного судна, эксперт по безопасности полетов Александр Романов. Что произошло с обоими бортами, как развивались события и могут ли два одновременных инцидента говорить о проблемах с Sukhoi Superjet 100 — разбираемся в нашем материале.
«У опытного пилота развивается чувство птицы»
Напомним: по сообщениям СМИ, в ночь с 24 на 25 ноября проблемы возникли у борта авиакомпании «Азимут», выполнявшего рейс из Сочи в Анталью. Борт совершил жесткую посадку из-за «сдвига ветра», после чего загорелся. Экипажу удалось оперативно организовать эвакуацию пассажиров, благодаря чему в ходе инцидента никто не пострадал. На место происшествия выехали российские дипломаты, а работу аэропорта пришлось приостановить на несколько часов до устранения всех последствий.
Немногим позже стало известно об еще одном инциденте. На этот раз проблемы возникли у борта, выполнявшего рейс из Минеральных Вод в Красноярск. Пилоты подали сигнал об аварийной посадке из-за неисправности гидравлики передней стойки шасси. Результатом стала еще одна жесткая посадка — к счастью, тоже без пострадавших.
В настоящий момент по обоим инцидентам ведется проверка.
«Пока что выдвигать какие-то версии рано, — отметил бывший командир воздушного судна, эксперт по безопасности полетов Александр Романов. — Однако что касается «сдвига ветра», то опытные пилоты в какой-то момент учатся направление и силу ветра чувствовать. Были даже эксперименты, по итогам которых выяснилось, что у пилота, который налетал более десяти тысяч часов, появляется так называемый эффект птицы — он чувствует сам самолет, чувствует обстановку в воздухе вокруг него и умеет все непредвиденные ситуации гасить. Поэтому, на мой взгляд, тут могла иметь место недоученность летного состава, который и пропустил опасный сдвиг ветра».
Случайность или закономерность?
По словам генерального директора Союза авиапроизводителей России Евгения Горбунова, искать корни проблем в самом Superjet не стоит, опять же по крайней мере пока.
«Существует так называемый закон парных случаев, — пояснил в разговоре с «Парламентской газетой» Евгений Горбунов. — Я сам сталкивался с ним на практике, когда работал инженером технического контроля на самолетах АН-30. И выполняя техническое обслуживание одного из бортов, обнаружил в нем дефект — потертость жгута. А потом точно такой же нашел на соседнем. После этого мы организовали проверку всего авиапарка, куда входили 28 самолетов АН-30. И оказалось, что потертости есть только на двух проверенных мной бортах, а на остальных все нормально. Так что и простое совпадение исключать нельзя, по крайней мере до тех пор, пока не появятся выводы экспертной группы».
Отметим, впрочем, что Sukhoi Superjet 100 с момента своего появления не раз становился объектом критики. Так, например, в 2016 году эксплуатацию этих самолетов приостановила компания Red Wings — как сообщил журналистам ее генеральный директор Евгений Ключарев, из-за высокой себестоимости перевозок. В 2018 году авиакомпания «Якутия» заявляла о перебоях в графике полетов Superjet из-за высокой стоимости и продолжительности ремонта двигателей. В том же году авиакомпания «Ямал» в своем итоговом отчете заявляла о «низкой эксплуатационной надежности двигателей».
Однако, по словам Евгения Горбунова, нельзя однозначно сказать, что Sukhoi Superjet 100 заведомо хуже прочих моделей.
«Я лично проводил методический совет в ЛИ «Громова», где давалось разрешение на первый вылет этого самолета, — подчеркнул собеседник издания. — И я могу вам ответственно заявить, что это решение было абсолютно неангажированным и принималось специалистами высочайшего профиля. Sukhoi Superjet 100 сертифицирован, он отвечает требованиям сертификационного базиса, производится и летает не первый год. Поэтому, повторюсь, следует дождаться заключения комиссии по расследованию случившихся инцидентов, на основании которого уже и можно будет делать какие-либо выводы».