Войти в почту

Срок замены эскалаторов назвали в Новосибирском метрополитене

Эскалатор №4 на станции метро «Речной вокзал» с лета этого года закрыт на капитальный ремонт. С момента своего последнего ремонта «живая лестница» прошла вверх и вниз более 140 тысяч километров. Поломок не было, тем не менее подъемники с таким пробегом по регламенту нуждаются в обязательной замене узлов и механизмов. Как заявляют в подземке Новосибирска, в этом году пришла очередь закрывать первый эскалатор на «Золотой Ниве». Он отработал свои первые 10 лет.

Срок замены эскалаторов назвали в Новосибирском метрополитене
© VN.ru Все новости Новосибирской области

Начальник электромеханической службы Новосибирского метрополитена Алексей Мамонтов показал журналистам VN.ru машинный зал двух эскалаторов западного вестибюля «Речного вокзала». Здесь движущиеся ступени подъемника видны как бы с изнанки, из-под земли. Один из эскалаторов сейчас в длительном простое. Ремонтные работы ведутся только по ночам.

Пять раз в неделю каждую ночь бригада выходит на службу. Как объясняет Алексей Мамонтов, большую часть шумных технологических операций просто нельзя делать днем в присутствии пассажиров. Второй эскалатор западного вестибюля обещают открыть после ремонта 17 декабря 2024 году. При этом выходить из метро в сторону Большевистской все равно придется по лестнице пешком.

По правилам Новосибирского метрополитена один из эскалаторов в каждом вестибюле всегда находится в резерве, даже если их всего два, как на «Речном вокзале». В московском и питерском метро все эскалаторы работают в полную силу. Как объяснил VN.ru Алексей Мамонтов, резервный эскалатор позволяет избежать повальных ремонтов. Межремонтный пробег подъемников приходится экономить.

«Если мы с вами все три машины будем эксплуатировать в полную нагрузку и каждый день, значит все три машины подойдут одновременно к капитальному ремонту. Не думаю, что пассажиры нам за это скажут спасибо, когда придется закрывать целый вестибюль. Поэтому, чтобы ремонт был цикличным, мы, грубо выражаясь, размазываем эти пробеги».

В среднем каждый новосибирский эскалатор капитально ремонтируют раз в 10 лет. Ремонт и замена оборудования собственными силами обходится в 15-17 млн рублей. 29 еще советских подъемников марки ЭТ-5М и три эскалатора марки Е25Т, которыми оборудован Новосибирский метрополитен, должны отработать как минимум 50 лет. Таков заявленный срок эксплуатации.

За почти 40 лет существования метро в Новосибирске никаких серьезных инцидентов, связанных с безопасностью пассажиров или технологической дисциплиной, не было, заявляют в электромеханической службе. Эскалаторы экстренно останавливают в случае падения людей – срабатывают блокировочные устройства или нажимает на специальную кнопку дежурный по станции. Кнопками выключения эскалаторов (они есть на каждом устройстве) балуются и подростки.

Чаще всего на подъемниках теряют равновесие пожилые люди – когда руки опираются на неподвижную часть эскалатора, а ноги уезжают вперед, очень легко потерять ориентацию в пространстве. Главное наставление – не прислоняться к неподвижным частям эскалатора – дикторы подземки повторяют эту фразу по несколько раз каждый день.

В 2025 году Новосибирскому метрополитену исполнится 40 лет. Это значит, уже через 10 лет срок службы большинства новосибирских эскалаторов истечет. В метро уже ведут переговоры о покупке новых эскалаторов.

«На сегодняшний день в России есть только два завода в Питере, которые могут производить подобные эскалаторы. Мы уже сейчас на стадии переговоров и проработки вопроса, как будем менять оборудование согласно новым требованиям. Пассажирская нагрузка за эти годы тоже выросла. Кроме того, нужно будет разработать технологию демонтажа старых подъемников», – рассказал начальник электромеханической службы метро.

Напомним, что самые новые 12 эскалаторов Новосибирской подземки производства швейцарского концерна Schindler уже несколько лет простаивают за закрытыми дверями станции метро «Спортивная». Оборудование пока не принято на баланс, но на «Спортивной» уже работает начальник станции. Швейцарскую технику изучили местные специалисты. Пришли к выводу – с регламентными ремонтами импортных подъемников могут быть проблемы.

«Если на наших станциях мы видим с вами наследие советских конструкторов с серьёзным запасом прочности на машинах, то здесь, конечно, многое решали маркетологи. Видим моменты, которые будут неремонтопригодны в дальнейшем. Мы к этому готовимся», – признаются в метрополитене.

Напомним, нового подрядчика станция метро «Спортивная» определят к концу 2024 года. В следующем году долгострой все-таки планируют ввести в эксплуатацию.