В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
На запасные аэродромы из-за атаки украинских БПЛА в ночь на 10 сентября отправили 48 рейсов, которые должны были приземлиться в аэропортах Внуково, Домодедово и Жуковский. Еще два борта утром 10 сентября вместо Казани отправились в Самару и Нижнекамск. Росавиация сняла ограничения на прием и выпуск судов в этих воздушных гаванях в 07:58, но самолеты, по нашим данным, по состоянию на 14:20 все еще перенаправлялись на другие аэродромы. По крайней мере, из Жуковского, где в 03:47 упали обломки сбитого беспилотника, до сих пор работает следственная группа. Во Внуково в это же время еще сохранялись огромные очереди к стойкам регистрации. В ситуации разбиралась «Парламентская газета».
Все разрулили по правилам
Российская ПВО в ночь на 10 сентября сбила 144 украинских беспилотника, из них 20 — над Московской областью. Ночные ограничения на прием и выпуск судов в трех столичных аэропортах были связаны именно с этим.
Но если атака дронов — экстраординарная ситуация, то регламенты ухода самолетов на запасные аэродромы давно отработаны, сказал «Парламентской газете» главный редактор портала Avia.ru, авиаэксперт Роман Гусаров.
«Любой самолет в любой момент готов уйти на запасной аэродром. Когда есть опасность или угроза безопасности полетов, аэропорт может быть закрыт по решению Росавиации, что и произошло 10 сентября. Была прямая террористическая угроза. В последнее время у нас часто вводятся ограничения в разных регионах. В этот период все борта, которые находятся на земле, никуда не летят, а те, что в воздухе, направляются на запасные аэродромы. Диспетчеры все это разруливают так, как предписано правилами», — пояснил эксперт.
Вода, еда, два звонка и гостиница
Тем временем в Сети появились сообщения, что пассажиры некоторых из перенаправленных на запасные аэродромы рейсов провели в салонах самолетов несколько часов, хотя мамочки с детьми до семи лет имели право на предоставление комнат матери и ребенка, а все пассажиры — как минимум на два телефонных звонка, бесплатные напитки и питание, при задержке вылета более чем на восемь часов — на гостиницу.
В Росавиации «Парламентской газете» пояснили, что все это регламентируется федеральными авиационными правилами, утвержденными Минтрансом. ФАП-82, раздел VII: «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей».
Нюанс в том, что если авиакомпании не знают, когда смогут отправить задержанный не по их вине борт, то не могут вовремя и в полной мере выполнить эти правила, как бы ни старались.
Например, ограничения с аэропорта Жуковский сняли утром, но рейсы там еще не отправляли даже днем. При этом пассажиров из терминала попросили выйти. Сотрудникам «Уральских авиалиний» пришлось обеспечивать своих пассажиров водой и питанием на площади перед аэровокзалом, где люди сидели прямо на газонах. На момент нашего звонка в пресс-службу перевозчика компания как раз занималась организацией отправки своих пассажиров из Жуковского в Домодедово, куда ранее были перенаправлены шесть бортов «Уральских авиалиний», которые должны были сесть в Жуковском.
Когда салон лучше
Пресс-служба Жуковского днем 10-го выпустила релиз с извинениями в адрес пассажиров задержанных рейсов трех авиакомпаний — «Уральских авиалиний», Red Wings, Somon Air — и просьбой проявить понимание, ведь «действующие ограничения вызваны форс-мажорными обстоятельствами и направлены на обеспечение максимального уровня безопасности».
Роман Гусаров объяснил, почему все эти меры оправданы, давней историей о рейсе из Сочи, который «уткнулся в грозовой фронт», и его командир принял решение вернуться в аэропорт вылета. Пассажиры тогда были очень недовольны задержкой, готовились писать жалобы, но ровно до того момента, как узнали, что самолет, который летел им навстречу и попытался пройти тот самый грозовой фронт, разбился.
«Я это говорю к тому, что безопасность превыше всего. Лучше перебдеть, если есть угроза. Неудобно, неприятно, некомфортно, но лучше все это перетерпеть, но остаться живым и здоровым», — сказал Гусаров.
Даже оставить пассажиров в салоне самолета на несколько часов на запасном аэродроме, по мнению эксперта, иногда может быть единственно верным решением. Потому что летом, в высокий сезон и так большой пассажиропоток. Незапланированные борта даже для крупной авиагавани — очень серьезная нагрузка, учитывая, что каждый из них это около 200 пассажиров. А если самолетов пять, то это уже тысяча пассажиров, которых надо где-то разместить. И не факт, что помещение, которое удастся найти, будет комфортнее салона самолета.
«Даже кресел может не хватить. И что — люди будут стоять часами? Так лучше остаться в салоне самолета, где есть кресла, вода, туалет, кондиционер. К тому же, когда откроют ваш аэропорт, уже не нужно будет тратить время на посадку. Поэтому иногда такое более чем оправдано», — уверен Роман Гусаров.