Суд вынес первые приговоры по делу о погроме в аэропорту Махачкалы
Трое жителей Дагестана в возрасте от 22 до 27 лет получили по шесть лет и четыре месяца колонии за участие в массовых беспорядках, произошедших в октябре 2023 года в аэропорту Махачкалы. Еще одному фигуранту присудили на два месяца больше. А самому младшему из подсудимых, 19-летнему Рабадану Раджабову, дали девять лет, поскольку помимо участия в беспорядках, его признали виновным также в угрозе применения насилия в отношении представителя власти.
Сами осужденные вину не признали. Защита фигурантов также настаивает на их невиновности. Общая позиция — несколько человек осуждены за то, что делали более тысячи. Вечером 29 октября толпа местных жителей прорвались на взлетно-посадочную полосу после прибытия рейса из Тель-Авива. Погромщики искали граждан Израиля. Полиция и спецназ толпу не разгоняли, но без потасовок не обошлось — на летном поле были жесткие задержания. По оценкам Генпрокуратуры, участники беспорядков уничтожили и повредили имущество аэропорта более чем на 24 млн рублей, полностью заблокировали работу аэропорта и применили насилие против трех десятков полицейских. Всего по уголовному делу о беспорядках было арестовано 140 человек, а еще 1200 погромщиков привлекли к административной ответственности. Пятеро уже получили реальные сроки.
Изначально дело должно было рассматриваться в Дагестане, однако первый заместитель генпрокурора России Анатолий Разинкин настоял на изменении подсудности. Поводом стали «сведения УФСБ России о наличии у обвиняемых связей в правоохранительном блоке и судейском корпусе Дагестана». И первые приговоры вынес Армавирский городской суд Краснодарского края. Дела остальных участников погрома также поступили в суды за пределами Дагестана. Комментирует адвокат Михаил Салкин:
Михаил Салкин адвокат «Выездное заседание допускается. Это, во-первых, в целях исключить давление на участников судопроизводства по местонахождению большинства доказательств, свидетелей. Почему нет? Плюс тем самым исключить любое возможное давление на тех, кто в суд будет приходить свидетелями. Плюс это объясняется особенностью этого региона: есть вероятность, что кто-то кого-то знает, кто-то кому-то брат, сват. Но для правосудия, для вынесения приговора это все не может иметь значение, приговор должен выноситься в рамках закона и восстановления справедливости».
Глава Дагестана Сергей Меликов ранее заявлял, что «накажут» только организаторов погрома и тех дебоширов, из-за которых полицейские оказались в больнице. Однако первые приговоры по этому делу очень не понравились дагестанской общественности. Жители республики сам погром в аэропорту осудили, но приговоры первым осужденным сочли слишком суровыми, рассказал Business FM заместитель главного редактора издания «Черновик» Магомед Магомедов
Магомед Магомедов заместитель главного редактора издания «Черновик» «По мнению большинства жителей республики, приговоры являются необоснованными и несправедливыми. То, что совершили участники событий, не нашло одобрения в дагестанском обществе. В то же время захват аэропорта в поисках граждан Израиля не воспринимается как именно акция антисемитизма, данная акция воспринимается как акция антисионизма, потому что люди, вышедшие туда, преследовали граждан Израиля не за то, что они являются евреями, а за то, что они являются представителями Государства Израиль. И в принципе все эти события были вызваны тем, что не могли жители Дагестана равнодушно наблюдать за тем, что происходит на территории сектора Газа, как уничтожается мирное население, и назвали эти события геноцидом. Обращались в органы власти, обращались и к муфтияту республики с просьбой провести митинги. Но после того, как ничего не ответили по данному поводу, не сказали ни да, ни нет, уже они попали в руки разного рода провокаторов, которые довели их до вот этих вот событий. Несмотря на все это, несмотря на то, что дагестанское общество негативно отнеслось к захвату аэропорта, тем не менее сроки оно считает необоснованно высокими».
Тем не менее, по мнению ряда юристов, следующие приговоры могут оказаться еще жестче. У многих фигурантов есть то самое обвинение в нападении на силовиков, а кроме того, подсудимым предъявили еще и обвинение в нарушении воздушного сообщения, которого в случае с первыми пятью осужденными по этому делу не было.