Сальмонелла на обед: как заразные повара отравили работяг и менеджеров "Нэфиса"
Пострадавшим выплатили по 44 тысячи, ИП депутата Казгордумы указали на дверь, шеф-повара отдали под суд
Окурки, грязный пол, немытые два дня тарелки и букет бактерий на фартуке повара, кухонном стеллаже и шкафу для хлеба обнаружили санврачи в столовой АО "Нэфис Косметикс" при расследовании "эпидемии" среди сотрудников предприятия. Из 275 сотрудников, отобедавших здесь 15 марта этого года, за помощью к медикам обратились 89, включая беременную женщину. Все они заказывали мясные блюда, в которых эксперты позднее обнаружили сальмонеллу. Ее разносчиками в Следкоме считают пятерых поваров, одна из которых вышла на работу больной. Как наказали за эту историю предпринимателя-депутата Казгордумы и в каких "незначительных" нарушениях покаялась перед судом 65-летняя завпроизводством столовой — в материале "Реального времени".
Самолечение до потери сознания и выжившая после двух обедов
В ближайшее время Приволжский райсуд Казани приступит к рассмотрению дела о грязном санитарном ЧП на ведущем предприятии по производству мыла и чистящих средств. В оказании небезопасных для жизни и здоровья услуг с тяжкими последствиями обвиняют 65-летнюю Наилю Афлетонову. Под следствием она оказалась почти через четыре месяца после возбуждения дела. Вину сразу же признала, и задерживать ее не стали.
В данный момент бывший шеф-повар и заведующая производством столовой Афлетонова находится под подпиской.
По данным Роспотребнадзора, всего массовым отравлением оказались охвачены 89 человек, обедавших либо работавших в заводской точке общепита. Статус потерпевших в уголовном деле получили лишь 80 из них — жители Казани и пригородных районов. Несмотря на тяжесть отравления, эксперты установили, что здоровью 79 человек был причинен легкий вред: в больницах они провели от 3 до 10 дней, позже лечились дома.
Причем, как показало следствие, большинство отравившихся до обращения к врачам пытались поставить себе диагноз и вылечиться самостоятельно: пили порошки от простуды, жаропонижающие, пытаясь сбить температуру от 38 до 41 градуса, жевали активированный уголь и пили препараты от расстройства желудка. Некоторые, прежде чем вызвать скорую, пытались безуспешно заниматься самолечением по двое-трое суток. Зараза косила без оглядки на чины и звания — начальников цехов, бухгалтеров, программистов, кладовщиков, слесарей, фасовщиков, сотрудников отдела внешних экономических связей.
Самой сознательной оказалась специалист по воинскому учету "Нэфиса", которая вызвала скорую в пятницу, 15 марта, за полтора часа до полуночи.
Тяжкий вред здоровью по результатам экспертизы установили лишь у одной из заболевших — машиниста расфасовочно-упаковочных машин. Она вообще выжила лишь благодаря внезапному визиту подруги и медикам. 15 марта 2024 года она выбрала в столовой два вторых блюда из разных комплексных обедов. Пюре из картошки и рыбу съела сразу, а макаронник с фаршем из говяжьего сердца взяла с собой, поскольку работать предстояло в ночную смену, рассказывала позже пострадавшая своим знакомым и следователю:
"Макаронник съела примерно в 22.30, и уже после полуночи почувствовала себя плохо — сильная тошнота, диарея. Попросила сменщицу выйти пораньше и 16 марта примерно в 6.30 поехала домой, в Арск. Там лучше не стало — рвота, диарея, общая сильная слабость. Выпила аспирин и отправила СМС мужу, что ложусь спать после ночной. Позже я узнала — 17 марта к нам в гости приехала подруга и обнаружила — дверь в квартиру открыта, а я нахожусь в спальне, в бессознательном состоянии. Подруга вызвала скорую, и меня госпитализировали в реанимацию Арской ЦРБ, откуда затем перевезли в республиканскую инфекционную больницу..."
Врачи-инфекционисты диагностировали у этой женщину сальмонеллез с воспалением желудочно-кишечного тракта и осложнениями в виде обезвоживания третьей степени, той же степени инфекционно-токсического шока и кислородным голоданием мозга. На койке эта пациентка провела восемь дней, на больничном — месяц и 10 дней. После чего продолжила восстановление уже в отпуске. Стоит уточнить — 18 марта из Арска в республиканскую клинику на скорых увозили еще пятерых работников "Нэфиса".
Экспертами установлено — именно в макаронниках с сердцем была сальмонелла, и именно это блюдо вывело из строя большинство отобедавших. При этом в числе потерпевших оказались те, кто в тот день заказывал на обед пюре с гуляшом. Стоит отметить — все сотрудники "Нэфиса" обеспечены корпоративными картами на питание. Раньше в столовой за обеды они расплачивались именно ими — на сумму до 90 рублей, за более дорогой заказ приходилось доплачивать из своего кармана. С февраля этого года компенсацию на питание предприятие оплачивает постфактум, а в столовой они рассчитываются своими деньгами, но прикладывают на кассе и карту на питание — для фиксации оказанных услуг.
Как безопасники сорвали генеральную уборку, а санврачи наказали депутата
Уголовным это дело стало через три дня после опасного обеда. Когда в Следкоме получили материалы проверок от санитарных врачей и прокуроров. Расследование поручили 4-му отделу по особо важным делам, который обычно специализируется на преступлениях в сфере экономики. Именно его сотрудники отправляли под суд банкиров Роберта Мусина, Евгению Даутову и их коллег, а также занимались преследованием бывшего руководителя ФСС в Татарстане Павла Лоханова и двух заместителей главы МЧС республики.
Проверяющих шокировала антисанитария в отдельно взятом заведении общественного питания, где в среднем столовались по 300-400 человек за день. Тут стоит отметить бдительность руководства "Нэфиса" — как только пошли сигналы, что отравление носит массовый характер, сотрудники экономической безопасности предприятия опечатали все помещения столовой, полностью перекрыв туда доступ до приезда инспекторов Роспотребнадзора и силовиков.
Было это во второй половине воскресного дня 17 марта, аккурат в тот момент, когда ныне подсудимая Наиля Афлетонова экстренно вызвала всех подчиненных на генеральную уборку. Надеялась устранить нарушения до визита проверяющих — не дали, констатировала она позже на допросах.
Шеф-повар и другие работники столовой работали в ней как сотрудники ИП Сабиржан, которое 15 лет назад заключило с ГК "Нэфис Косметикс" договор аренды площадей заводской столовой и кафе, а также оказания услуг питания сотрудников ГК. А 18 марта договор с этим ИП компания расторгла. По результатам эпидрасследования сотрудников Роспотребнадзора, хозяйка ИП, она же депутат Казгордумы Мадина Сабиржан, была привлечена к административной ответственности за три правонарушения:
Бизнес-леди наказали штрафом в 30 тысяч рублей — за неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением антитабачных норм (ч. 3 ст. 6.25 КоАП РФ). При проверке помещений столовой инспекторы обнаружили бычки от сигарет и учуяли табачный дым. Вероятней всего, до вмешательства безопасников в ход "генеральной уборки" работницы столовой устраивали перекур. Штраф в 20 тысяч рублей Сабиржан назначили за нарушения технических регламентов хранения, реализации и утилизации пищевой продукции, повлекшие причинение вреда здоровью граждан (ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ).За нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах, в том числе при приготовлении пищи, ее хранении и реализации населению (ст. 6.6 КоАП РФ) деятельность ИП Сабиржан приостановили на 90 суток.
"Все вышеуказанные нарушения были допущены в результате ненадлежащего исполнения обязанностей ИП и ее халатного отношения к санитарно-эпидемиологическому состоянию места общепита, где та осуществляла свою предпринимательскую деятельность", — высказывала свое мнение по ситуации замначальника отдела надзора по гигиене питания управления Роспотребнадзора по РТ Татьяна Рыбаченок.
Вместе с тем Мадина Сабиржан имеет не одну награду от властей города и республики за помощь в организации масштабных спортивных мероприятий, продвижение татарской культуры, традиций и национального бренда "Казанский кучтенеч", а также развитие предпринимательства. В числе ее проектов — отель-музей на одной из центральных улиц города. В Гордуме бизнес-леди работает в комиссии по социально-экономическому развитию, предпринимательству и муниципальной собственности и в комиссии по образованию, культуре и национальным вопросам.
Согласно открытым источникам, Сабиржан также выступает гендиректором и совладелицей ряда компаний в сфере ресторанной деятельности и услуг по доставке продуктов питания — это "Вкусная еда", "Вкус" и "Казанский кучтенеч", а еще рулит фирмами "Гостеприимный дом", "Вкусная еда торг" (основной вид деятельности — оптовая торговля мясом, — прим. авт.), "Территория женщин" (управление недвижимостью) и рядом других. Примечательно, что партнерами леди-депутата в одной из компаний являются бывший гендиректор Казанского порохового завода Халил Гиниятов и его дочь. Возможно, поддержка опытнейшего "генерала" оборонки могла помочь продвижению бизнеса в сфере корпоративного питания? Два года назад в одном из интервью Сабиржан рассказывала — ее компании кормят больше шести тысяч человек на разных предприятиях.
В ходе следствия Мадина Сабиржан уверяла — контроль за соблюдением санитарных норм был возложен на завпроизводством Афлетонову, хотя в столовой была и управляющая.
Повара с допуском из будущего и покаяние пенсионерки
Еще в ходе проверки 17 марта санврачи обнаружили в столовой журнал осмотра сотрудников, заполненный до 31 марта. Согласно законодательству, ни одного работника столовой нельзя допускать к работе без осмотра на предмет заболеваний.
По данным источников "Реального времени", на следствии обвиняемая Наиля Афлетонова призналась — работать повара начинали в 5-6 утра, она же приходила позже, а потому физически не могла проводить эти осмотры. И нашла выход из положения — заполняла журнал на две недели вперед.
Что касается лабораторных анализов приготовленной еды — на предмет возбудителей заболеваний, то об этой обязательной процедуре Афлетонова, с ее слов, просто не знала, хотя всю жизнь проработала в сфере общепита. Большинство выявленных санврачами и силовиками нарушений, начиная с найденных в холодильниках готовых блюд, которые запрещено продавать позднее дня изготовления, и заканчивая хранением уборочного инвентаря для туалета вместе с тряпками и губками для уборки других помещений, 65-летняя обвиняемая вообще считала незначительными.
По версии обвинения, 14 и 15 марта 2024 года Афлетонова без проверки допустила к работе повара холодного цеха Павлову, которая страдала сальмонеллезным энтеритом. Павлова вместе с поваром-мясником Мухиной занимались приготовлением ряда блюд, включая макаронник с сердцем, свиные котлеты и котлеты "Вкусные". При этом Мухина свою часть работы выполнила 14-го, поскольку на 15-е отпросилась у заведующей.
Как полагают в СК и прокуратуре, оба повара работали с грубым нарушением санитарных требований, не соблюдали технологию и способы приготовления блюд, а еще — личную гигиену при приготовлении и изготовлении пищи, а также технологию — при разделывании и обработке сырья.
Позже в смывах с фартука повара Мухиной и со шкафа для хлеба, который нарезала Павлова, эксперты обнаружили бактерии группы кишечных палочек Leclercia adecar-boxylata и Pseudescherichia vulneris. Такой же результат показали смывы со стеллажа кухонной посуды.
В образце макаронника в ходе микробиологических испытаний нашли сальмонеллу, в замороженных мясных фрикадельках и жареной куриной печени — бактерии группы кишечных палочек Enterobacter hormaechei.
При этом анализы помогли выявить возбудитель сальмонеллы у трех других поваров, а также кассира и управляющей столовой. Примечательно, что за исключением кассира никто из их коллег-переносчиков заразы на здоровье в указанные дни не жаловался.
Немытые полы, кастрюли и тарелки шеф-повар объяснила следователям просто — эту работу должна была выполнять кухонная работница, но ее в пятницу отпустили пораньше.
Также выяснилось — одна из подчиненных Афлетоновой устроилась в ИП и столовую без обязательного прохождения медицинского осмотра, еще у двух не было обязательных прививок.
Вину в предъявленном преступлении фигурантка полностью признала еще на предварительном следствии. Сообщила — если бы должным образом выполняла санитарные нормы и требовала того же от подчиненных, массового заражения сотрудников АО не произошло бы.
Гражданские иски от потерпевших по этому делу не заявлены. Еще в ходе следствия, пресс-служба предприятия сообщала — принято решение о выплате всем "отобедавшим" по 50 тысяч рублей. Ну а на следствии часть пострадавших подтверждали выплату компенсации за ЧП — по 44,2 тысячи рублей на каждого.